|
Конструкт «Загадки бабушкиной избы» для конкурса "Воспитатель года"
Технологическая карта
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): «Загадки бабушкиной избы»
Возрастная группа: старшая группа
Форма НОД: Познавательная деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая
Учебно-методический комплект: О.П. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Средства:
наглядные: демонстрационный материал – интерьер русской избы (русская печь, самовар, чугунок, коромысло, ухват, тряпичные куклы, лапти, посуда и т.д.); дети одеты в русские народные костюмы.
музыкальные: звуковые эффекты с записью русских народных песен.
ЗАДАЧИ
образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).
- Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, коромысло, самовар и т.д.
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
- Систематизировать знания детей о народных традициях.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
|
|
Этапы
(последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
|
I. Обсуждение реального события |
Входит воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! Добро пожаловать! С хлебом – солью вас встречаем в светлу горенку приглашаю. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в старину. Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся, как на Руси здоровались.
Дети: «Здраве буде»
Воспитатель: Что означает, будьте здоровы. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком поговорим ладком.
- Вот сегодня ребята, мы с вами перенесемся далеко-далеко в прошлое, и окунемся в атмосферу быта русского народа. Ведь не даром наше занятие с вами называется «Загадки бабушкиной избы». |
Педагог приветствует детей.
Ведет диалог с детьми
Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания |
Дети свободно располагаются в мукальном зале.
Заинтересованные дети присоединяются
Отвечают на вопросы педагога |
Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
|
II. Постановка целей исследования |
- Оглянитесь вокруг, ребята, где мы с вами находимся?
- В избе
-Да, ребята, в русской избе! Из чего же строили русскую избу? В основном из дерева, так как это был самый доступный строительный материал. |
Педагог создает проблемную ситуацию |
Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. |
Обогащение словаря по теме «Загадки бабушкиной избы»
Проявление готовности к совместной деятельности;
Проявление интереса к предстоящей деятельности. |
|
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала |
Лучшая комната в избе называлась горницей. А вы знаете, что в избе было самым главным? Я вам сейчас загадаю загадку.
Толстая Федора
Наедается не скоро!
Но зато, когда сыта,
От Федоры теплота!
(Ответы детей)
- Правильно, ребята, печка! Чем же так важна была печка для русского народа?
(Ответы детей)
Молодцы ребята! В печке варили еду в чугунках, доставали чугунок ухватом, и еще пекли пироги. На печке спали, сушили одежду.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет.
Варежки сушить поможет,
Да и деток спать уложит.
Воспитатель: Вспомните, в каких сказках говорится о печке? »
Дети: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
- Ребята, крестьяне в русской печке не только готовили еду, но и пекли в ней очень вкусные пироги. Давайте и мы их с вами испечем |
Вводит элемент новизны; использует наглядные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает, загадывает загадку |
Слушают; узнают предметы старинного русского быта, выстраивают последовательность |
Обогащение знаниевого опыта;
Проявление интереса к истории русского быта |
|
IV. Физминутка |
Пирожки пшеничные
Мы печем отличные.
Кто придет к нам пробовать?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
Тесто замесили, сахар не забыли,
Скалкой раскатали,
И немножечко устали!
Взяли ложку с творожком –
Пирожок за пирожком.
Ну-ка, дай-ка печка,
Пирожкам местечко! |
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;
способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. |
Выполняют движения согласно тексту |
Проявление активности во время Физминутки |
|
V. Обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала |
-Ребята, посмотрите, а что еще нас окружает в русской избе, какие интересные предметы вы в ней видите?
(Ответы детей)
- Да, дети, русский народ в старину все делал сам: лапти плели, делали корзины, посуду, по воду ходил, одежду шили, игрушки, куклы. Что сейчас у меня в руках? Это лапти – обувь крестьян. Их плетут из лыка (кора липы).
(Воспитатель протягивает лапти детям, дает им в руки, предлагает их рассмотреть внимательно, показывает иллюстрации, где крестьяне обуты в лапти.)
- Ребята, кожаная обувь была дорогая, и наши предки в деревне в основном ходили в лаптях, а летом и босиком.
-Ребята, посмотрите, а вот корзина, из чего она сделана?
(Ответы детей: из веток, палочек)
- Да – эта корзина была сделана из веток, из лозы, этим ремеслом занимались в семье мужчины.
- А – это куклы они сделаны из ткани, крупы, дерева, этим занимались в семье женщины.
А из дерева и глины делали посуду и игрушки.
(Воспитатель показывает разнообразные виды посуды: глиняный кувшин, котелок, деревянные тарелки, ложки, дает рассмотреть ребятам в руки, объясняет назначение).
- А что это за интересный предмет у меня в руках? (показывает коромысло). Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен? Это коромысло – для того, чтобы носить воду.
(Демонстрирует детям, как носили воду коромыслом.)
- А кто из вас, ребята, знает, что это за предмет стоит у меня на столе?
У носатого Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И, как зеркало, блестит.
(Ответы детей)
- Правильно, ребята, это самовар. Только самовары на Руси появились гораздо позже. Сначала воду кипятили в чугунке, в печке, но потом появились самовары и тогда они стали использоваться для кипячения воды. Самовар – сам варит. (Показывает устройство самовара, объясняет, как кипятили воду, куда ставили заварочный чайник). |
Вовлекает детей в познавательную деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность; загадывает загадку. |
Переносят полученный опыт; выражает собственное суждение; осваивают последовательность деятельности; |
Проявление активности в процессе деятельности; |
|
VI. Подведение итогов |
- Вот и подходит к концу, ребята, наше занятие, которое мы провели в русской избе. Что мы сегодня нового узнали о быте русского народа?
-Какие новые слова, мы узнали?
(Ответы детей: самовар, коромысло, чугунок, ухват, лапти.)
- Молодцы, ребята! Вы очень внимательно сегодня слушали и ответили на все вопросы, весело поиграли, узнали много новых слов. Наш самовар уже кипит и приглашает нас всех за стол! |
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик. Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. |
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
|
3 мая 2016 в 19:15
|