Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Конструкт «Загадки бабушкиной избы» для конкурса "Воспитатель года"

Технологическая карта

 Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Загадки бабушкиной избы»

Возрастная группа: старшая группа

Форма НОД: Познавательная деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая

Учебно-методический комплект: О.П. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Средства:

наглядные: демонстрационный материал – интерьер русской избы (русская печь, самовар, чугунок, коромысло, ухват, тряпичные куклы, лапти, посуда и т.д.); дети одеты в русские народные костюмы.

музыкальные: звуковые эффекты с записью русских народных песен.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

-  Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками.  Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, коромысло, самовар и т.д.

-  Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

- Систематизировать знания детей о народных традициях.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

 

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Входит воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! Добро пожаловать! С хлебом – солью вас встречаем в светлу горенку приглашаю. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в старину. Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся, как на Руси здоровались.

Дети: «Здраве буде»

Воспитатель: Что означает, будьте здоровы. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком поговорим ладком.

- Вот сегодня ребята, мы с вами перенесемся далеко-далеко в прошлое, и окунемся в атмосферу быта русского народа. Ведь не даром наше занятие с вами называется «Загадки бабушкиной избы».

Педагог приветствует детей.

Ведет диалог с детьми

Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания

Дети свободно располагаются в мукальном зале.

Заинтересованные дети присоединяются

Отвечают на вопросы педагога

Организация  и настрой детей на познавательную деятельность

II. Постановка целей исследования

- Оглянитесь вокруг, ребята, где мы с вами находимся?

- В избе

-Да, ребята, в русской избе! Из чего же строили русскую избу? В основном из дерева, так как это был самый доступный строительный материал.

Педагог создает проблемную ситуацию

Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ.

Обогащение словаря по теме «Загадки бабушкиной избы»

Проявление готовности к совместной деятельности;

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

Лучшая комната в избе называлась горницей. А вы знаете, что в избе было самым главным? Я вам сейчас загадаю загадку.

Толстая Федора

Наедается не скоро!

Но зато, когда сыта,

От Федоры теплота!

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, печка! Чем же так важна была печка для русского народа?

(Ответы детей)

Молодцы ребята! В печке варили еду в чугунках, доставали чугунок  ухватом, и еще пекли пироги. На печке спали, сушили одежду.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Да и деток спать уложит.

Воспитатель: Вспомните, в каких сказках говорится о печке? »

Дети: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

- Ребята, крестьяне в русской печке не только готовили еду, но и пекли в ней очень вкусные пироги. Давайте и мы их с вами испечем

Вводит элемент новизны; использует наглядные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает, загадывает загадку

Слушают; узнают предметы старинного русского быта, выстраивают последовательность

Обогащение знаниевого опыта;

Проявление интереса к истории русского быта

IV. Физминутка

Пирожки пшеничные

Мы печем отличные.

Кто придет к нам пробовать?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

Тесто замесили, сахар не забыли,

Скалкой раскатали,

И немножечко устали!

Взяли ложку с творожком –

Пирожок за пирожком.

Ну-ка, дай-ка печка,

Пирожкам местечко!

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Выполняют движения согласно тексту

Проявление активности во время Физминутки

V. Обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

-Ребята, посмотрите, а что еще нас окружает в русской избе, какие интересные предметы вы в ней видите?

(Ответы детей)

- Да, дети, русский народ в старину все делал сам: лапти плели, делали корзины, посуду, по воду ходил, одежду шили, игрушки, куклы. Что сейчас у меня в руках? Это лапти – обувь крестьян. Их плетут из лыка (кора липы).

(Воспитатель протягивает лапти детям, дает им в руки, предлагает их рассмотреть внимательно, показывает иллюстрации, где крестьяне обуты в лапти.)

- Ребята, кожаная обувь была дорогая, и наши предки в деревне в основном ходили в лаптях, а летом и босиком.

-Ребята, посмотрите, а вот корзина, из чего она сделана?

(Ответы детей: из веток, палочек)

- Да – эта корзина была сделана из веток, из лозы, этим ремеслом занимались в семье мужчины.

- А – это куклы они сделаны из ткани, крупы, дерева, этим занимались в семье женщины.

А из дерева и глины делали посуду и игрушки.

(Воспитатель показывает разнообразные виды посуды: глиняный кувшин, котелок, деревянные тарелки, ложки, дает рассмотреть ребятам в руки, объясняет назначение).

- А что это за интересный предмет у меня в руках? (показывает коромысло). Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен? Это коромысло – для того, чтобы носить воду.

(Демонстрирует детям, как носили воду коромыслом.)

- А кто из вас, ребята, знает, что это за предмет стоит у меня на столе?

У носатого Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит.

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, это самовар. Только самовары на Руси появились гораздо позже. Сначала воду кипятили в чугунке, в печке, но потом появились самовары и тогда они стали использоваться для кипячения воды. Самовар – сам варит. (Показывает устройство самовара, объясняет, как кипятили воду, куда ставили заварочный чайник).

Вовлекает детей в познавательную деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность; загадывает загадку.

Переносят полученный опыт; выражает собственное суждение; осваивают последовательность деятельности;

Проявление  активности в процессе деятельности;

VI. Подведение итогов

- Вот и подходит к концу, ребята, наше занятие, которое мы провели в русской избе. Что мы сегодня нового узнали о быте русского народа?

-Какие новые слова, мы узнали?

(Ответы детей: самовар, коромысло, чугунок, ухват, лапти.)

- Молодцы, ребята! Вы очень внимательно сегодня слушали и ответили на все вопросы, весело поиграли, узнали много новых слов. Наш самовар уже кипит и приглашает нас всех за стол!

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик. Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

3 мая 2016 в 19:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.