Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Консультация «Методы психологической коррекции. Куклотерапия»

Консультация «Методы психологической коррекции. Куклотерапия»

При выборе здоровьесберегающих технологий я выбрала куклотерапию. Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.

Цель: Охрана здоровья воспитанников, формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического здоровья, помочь ликвидировать болезненные переживания, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Сама практика лечения куклами существует давно. Люди издавна наделяли кукол мистическими сверхестественными возможностями и использовали их в обрядовых изгнаниях болезней. Например, в Японии есть известный обряд изгнания болезней, во время которого на куклу «сбрасывают недуги больного владельца». После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание, со временем кораблик размокает и кукла вместе со всеми болезнями тонет. Многие врачи и педагоги использовали кукол и кукольный театр для снятия неврозов у детей.

Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье в деревне, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето, чтобы облегчить страдания сына, отец вырезал из сосны птиц и развесил на избе. Сын увидел их и попросил есть и начал выздоравливать.

Куклы могут многое – и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Народная игрушка несет в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это оберег, это талисман, и магическая кукла.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечистой силы, невесте покидающий дом, матери от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов и конечно же была любимой игрушкой.

Действительно, самодельную куклу дети любят больше покупных красавиц с яркими нарядами и закрывающимися глазами. История самодельной куклы тесно связаны со всеми укладами жизни семьи. Игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего к младшему. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство и счастливый брак. Ребенок не только играл, набирая жизненный опыт, но стремился повторить сделать куклы самостоятельно, это побуждало его к труду, творчеству – одно из самых главных достоинств самодельной игрушки. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие.

Процесс изготовления куклы во многом носит терапевтический характер. Самодельная кукла несет в себе любовь к ребенку, и ребенок это чувствует.

Поэтому самая страшненькая куколка становится самой любимой. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима, у нее есть одежда, с нею разговаривают, у нее есть имя.

Куклы помогают перевоплощаться, совершая ролевые трансформации взрослым и учат новому детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». С помощью игры ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, расторможенностью, проблемами в общении.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия.

Коммуникативную – установлении эмоционального контакта, объединение воспитанников в коллектив.

Релаксационную – снятие эмоционального напряжения.

Воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуациях.

Развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики)

Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

Психодраме;

Игротерапии;

Сказкотерапии;

Арт-терапии.

Куклотерапия решает и коррекционно-воспитательные задачи.

1. Развитие познавательной сферы ребенка

2. Развитие эмоционально-волевой сферы

3. Формирование коммуникативных навыков

4. Обогащение представления об окружающем мире

5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики

6. Активизация и развитие речи

7. Профилактика страхов и отрицательных эмоций

В качестве лечебных и коррекционных факторов куклотерапии могут быть обозначены: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправлении.

Работая по программе Князевой и Маханевой «Приобщение детей к русской народной культуре» используют в работе с детьми куклотерапию. Мы с детьми изготавливаем народных кукол. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье, и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре, своей земле.

Изготовление традиционной тряпичной куклы одна из тем моей кружковой работы, которая проходит во 2 половине дня и называется «Куклы из бабушкино сундука». Тема рассчитана на несколько занятий, на которых мы изготавливаем рукотворные лоскутные фигурки.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. В это время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненную своими руками, не ломают их, не позволяют портить поделку другим.

Особенностью этих занятий является развитие у детей понимания культурного наследия, прикосновение к истории, создание внутренней гармонии и сознательное привлечение благополучия в процесс изготовления тряпичной куклы. Они имеют художественно-эстетическую направленность.

В процессе работы я использую различные формы занятий: игровые и традиционные. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми, стараюсь, чтобы изучаемый материал был интересным и увлекательным. Использую различные методы и приемы: наглядные (показ, пример, помощь, словесные (объясняю, показываю, использую скороговорки, пословицы, поговорки). Практические – это совместное и самостоятельное выполнение поделки. Рассказываю историю возникновения изготавливаемой куклы, о значении куклы-закрутки в жизни русского народа, знакомлю с народными традициями, формирую знания и умения, практические навыки в работе с текстильными материалами.

Например, сделали младенчика или куклу-пеленашку. Это одна из самых простых тряпичных кукол. Она представляет собой младенца, укутанного в платочек, который спеленат и обвит свивальником.

В старину люди считали, что всевозможные злые духи стремятся навредить новорожденному. И для того, чтобы ввести в заблуждение злых духов, в колыбель младенцу подкладывали спеленатую тряпичную куклу, и она находилась в колыбели до самого крещения, потом убирали и хранили вместе с крестильной рубахой младенца.

Пеленашка является оберегом (обережной куклой) и имеет соответствующую конструкцию. Если в дом приходили гости или посторонние люди, пеленашку помещали в пеленку, в которую был укутан младенец и пришедшие люди, чтобы не сглазить младенца, говорили про куклу «Ой, до чего мила и хороша куколка». Пеленашку делала беременная женщина перед родами из длинного лоскута ткани, впитавшего в себя энергетику матери. Пеленашку скручивали шесть раз, на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине с узлом, символизирующим пуповину. Ни ножницы, ни иголки при изготовлении не использовали. Позже кукла давалась в руки младенцу в качестве естественного массажа. Дети очень любят играть с пеленашками: качают их, пеленают, поют колыбельные песни.

В группе также есть игровые куклы - это Федорка и Грушина куклы. А Грушиными их называют так по имени крестьянской девочки Груши из рассказа А. Н. Толстого, которая смастерила свою нехитрую игрушку из пучка сухой травы. Для современного ребенка это необычная кукла уже «преданья старины глубокой».

Сначала эти куклы-закрутки мастерили из сена. Она привлекала простотой и доступностью материала. Однако соломенная кукла была недолговечной, и сено заменили холстом.

Вместе с детьми мы сделали кукол закруток, а родители помогли их обшить. Я рассказала детям, как жили и в какие игры играли крестьянские дети в старые времена. Следует отметить, что кукольная жизнь в старину была сюжетами. И дети, в группе подражая крестьянским детям, играют в их игры. У нас куклы не просто «едят», а ходят в гости, справляют свадьбы, «нянчиют детей» и при этом соблюдают обряды, традиции гостеприимства, используют по назначению предметы обихода, они чувствуют прошлое, представляют, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывать рассказы и сказки, драматизации и воспроизводят их в сюжетных играх.

Поскольку куклы небольшие, дети вынуждены «работать» пальчиками, тем самым развивается моторика рук.

В группе также есть самодельные куклы. Это домовенок Кузя и бабушка Варвара,  дедушка Семен и внучка Настенька. Этих самодельных кукол я использую на занятиях в русской избе. Дети приезжают к ним в гости, знакомятся с этикетом гостеприимства русского народа, предметами быта, т. е. помогают мне в доступной игровой форме обогащать внутренний мир детей, сформировать систему знаний у детей, их родителей, о традициях народа, использовании народной куклы, народных праздниках, играх.

Все эти куклы живут в русской избе, они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей. Дети принимают их за своих друзей, очень дорожат их дружбой. Эти куклы носители мудрости знают много сказок, песенок, потешек, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок. Дети очень любят слушать их.

Бабушка Варвара, дедушка Семен, Настенька и Кузя достают из сундука старинные предметы, рассказывают о них и занимаются с детьми различными видами деятельности. У этих кукол, как и у любого человека, может портиться настроение, они могут быть чем-то озабочены и тогда ребята приходят к своим друзьям, успокаивают их, делятся своими секретами, готовят для них сюрпризы. И вот куклы повеселели, заулыбались, хвалят детей, и похвала, которую получил ребенок за свое сочувствие, стимулирует его дарить радость другим и быть от этого счастливым. 

426fd9d330fcc559e8fb78edcb18007d.jpg

e42eea9d6ff053a14e5e600aacd9bfd7.jpg

e85efb77b7bf63fd77e34ef3b2cc1b3d.jpg591f4f9b31e42c22c4ddb3e6b736c8dc.jpg

2 мая 2016 в 11:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.