Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему:« История возникновения тряпичной куклы на Руси»Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату). Цель: формировать представление о традициях, обычаях, быте народа на Руси – через знакомство детей с образом народной (тряпичной) куклы. Задачи: Образовательная: - развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения. - познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «помно». Развивающие: - формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол. - развивать интерес к старинным куклам -развивать творческое мышление, память, наблюдательность - совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков) - развивать речь детей. Воспитательные: - воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека - воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу - привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом - воспитывать терпеливость, усидчивость.
Активизация словаря: тряпичная, безликая.
Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве, чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.
Методы и приемы: -информационно- рецептивный - словесный - наглядный - рассматривание образца воспитателя - беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов воспитателя -художественное слово -сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детей
Материалы: -схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта - образцы тряпичных кукол -уголок русской избы с печкой (мини-музей кукол)
Раздаточный материал:
-березовое поленце (около 30см) -лоскут белой ткани – лицо куклы - пеленка -лоскут в виде платка (одеяло) - лента или шерстяные цветные нитки
Ход занятия: - Ребята, сегодня у нас есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей. В его создании участвовали ваши родители и воспитательница Мартынова Вера Николаевна. Все мы очень старались. - Ну что, ребята, а теперь: Уши слушают – и все слышат Глаза смотрят – и все видят Ноги – руки не мешают А голова хорошо думает. - Если отгадаете загадку, то узнаете что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте: Есть ноги, а не ходят Есть рот, но не говорит Доставляет детям радость, Но сама радоваться не может Кто это? (кукла)
Или
Что все это значит Дочка, а не плачет Спать уложишь Будет спать День, и два, и даже пять. (Кукла).
- И так что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей). - Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена. (ответы детей). - Сегодня я приглашаю вас в музей кукол. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
Начинаем нашу экскурсию. Дети подходят к печке. Возле нее лежат дрова.
-Что вы видите перед собой? (ответы детей) - Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей). -Скажите, а детям можно самим разжигать печку? (ответы детей) - Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено? - Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей) Воспитатель показывает полено одетое как кукла. - Давным- давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков итд. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние года. - А знаете как появилась на свет самая первая кукла? Есть такая легенда: Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла. -Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено -А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками: Вот кукла-зернушка. Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным) Маленькому малышу мама делала куклу-пеленашку. Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр. А вот эта кукла «Кубышка-травница» Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней. «День-Ночь» Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет» - Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей) - Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы) (тряпок) - Значит она какая? (Тряпичная) - Давайте повторим и запомним это слово (Тряпичная) - Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица) - Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими. - Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено) - Сделать такую куклу очень просто. - Хотите смастерить такую куклу? (Показ образца куклы- полено, ответы детей) - Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью. «Пальчиковая гимнастика» (см. приложение) - А теперь я покажу, как сделать «куклу-полено» 1. На полено наклеить лоскут белой ткани - это будет лицо (вареной картошкой или клейстером) 2. Древесным углем нарисуем глаза, брови, нос, рот. 3. Затем обмотаем полено ветошью или белым ситцем – пеленкой 4. Положить полено на платок и завернуть куклу с головой, как заворачивают детей в одеяло. 5. Перевязать лентой. Самостоятельная работа детей - Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости. - Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда. Итог: 1. Скажите, что нового вы узнали? 2. Почему народная кукла была безликой? 3. Почему куклы назывались тряпичными? 4. Назовите старинные тряпичные куклы? - Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.
27 апреля 2016 в 13:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.