Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему:« История возникновения тряпичной куклы на Руси»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату). 

Цель: формировать представление о традициях, обычаях, быте  народа на Руси – через знакомство детей с  образом народной (тряпичной) куклы.

Задачи:

 Образовательная:

- развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения.

- познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «помно».

Развивающие:

- формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол.

- развивать интерес к старинным куклам

-развивать творческое мышление, память, наблюдательность

- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

- развивать речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека

- воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу

- привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом

- воспитывать терпеливость, усидчивость.

 

Активизация словаря: тряпичная, безликая.

 

Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве,  чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.

 

Методы и приемы:

-информационно- рецептивный

- словесный

- наглядный

- рассматривание образца воспитателя

- беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов воспитателя

-художественное слово

-сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детей

 

Материалы:

-схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта

- образцы тряпичных кукол

-уголок русской избы с печкой (мини-музей кукол)

 

Раздаточный материал:

 

-березовое поленце (около 30см)

-лоскут белой ткани – лицо куклы

- пеленка

-лоскут  в виде платка (одеяло)

- лента или шерстяные цветные нитки

 

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у нас есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей. В его создании участвовали ваши родители и воспитательница Мартынова Вера Николаевна. Все мы очень старались.

- Ну что, ребята, а теперь: Уши слушают – и все слышат

Глаза смотрят – и все видят

Ноги – руки не мешают

А голова хорошо думает.

- Если отгадаете загадку, то узнаете что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:

Есть ноги, а не ходят

Есть рот, но не говорит

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может

Кто это? (кукла)

 

Или

 

Что все это значит

Дочка, а не плачет

Спать уложишь

Будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла).

 

- И так что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).

- Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена. (ответы детей).

- Сегодня я приглашаю вас в музей кукол.  Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.

 

Начинаем нашу экскурсию.

Дети подходят к печке. Возле нее лежат дрова.

 

-Что вы видите перед собой? (ответы детей)

- Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).

-Скажите, а детям можно самим разжигать печку?  (ответы детей)

- Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?

- Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

- Давным- давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков итд. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние года.

- А знаете как появилась на свет самая первая кукла?

Есть такая легенда:

Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.

-Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено

-А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них.

В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:

Вот кукла-зернушка.

Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным)

Маленькому малышу мама делала куклу-пеленашку.

Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр.

А вот эта кукла «Кубышка-травница»

Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней.

«День-Ночь»

Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»

- Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей)

- Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы) (тряпок)

- Значит она какая? (Тряпичная)

- Давайте повторим и запомним это слово (Тряпичная)

- Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица)

- Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими.

- Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено)

- Сделать такую куклу очень просто.

- Хотите смастерить такую куклу? (Показ образца куклы- полено, ответы детей)

- Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью.

«Пальчиковая гимнастика» (см. приложение)

- А теперь я покажу, как сделать «куклу-полено»

1. На полено наклеить лоскут белой ткани - это будет лицо (вареной картошкой или клейстером)

2. Древесным углем нарисуем глаза, брови, нос, рот.

3. Затем обмотаем полено ветошью или белым ситцем – пеленкой

4. Положить полено на платок и завернуть куклу с головой, как заворачивают детей в одеяло.

5. Перевязать лентой.

Самостоятельная работа детей

- Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Итог:

1. Скажите, что нового вы узнали?

2. Почему народная кукла была безликой?

3. Почему куклы назывались тряпичными?

4. Назовите старинные тряпичные куклы?

- Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.

4fe6185fb74ed3bcc4f371b4aee4e38e.jpg

5a8c8454ae41009caf6902f98124285d.jpg

225dd6ec20401b33e1bc62ad7ff80a0b.jpg

eb30fd197b4ed6bca854bf35045dfd54.jpg

b3357a43b7783d9355893e0e34d4a81e.jpg

93b35fac07c0c826c99456c3a99f0f7d.jpg

2d3e04b524f194ae940048c472ce674e.jpg

36391b774d76988c795e2fe237dc3ac1.jpg


27 апреля 2016 в 13:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.