Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Беседа с детьми на тему: «Виды тряпичной куклы и история её возникновения».

                              Беседа с детьми на тему:

 «Виды тряпичной куклы и история её возникновения»

Цель.  Приобщение детей к истории русской народной культуры.

Задачи.

1. Расширять представления детей о видах народной игрушки и истории её возникновения.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям.

3. Формировать понятие «оберег».

4. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Методическое обеспечение:

словарная работа: оберег, кувадка, пеленашка, мартинички;

оборудование: тряпичные куклы-обереги из мини-музея группы;

мотивация: общение с детьми о видах тряпичных кукол и истории их возникновения.

Методика проведения.

 

  Воспитатель. 

Издавна на Руси в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная. Это  оберег. Ребята, а вы знаете что такое «оберег»? (Ответы детей)

Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дома.

Посмотрите на этих кукол (кувадка, пеленашка, мартинички).

(Воспитатель показывает кукол, доставая их из плетёной корзины)

Какие они красивые. Такие куклы изготавливались без иголок и ножниц из лоскутков ткани. Каждая кукла имеет своё значение, историю.

(Воспитатель по очереди демонстрирует куклы и рассказывает историю её возникновения.)

1. Кувадка или Куватка. Одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы (матери) и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки или подвешивать над ними целыми гроздьями. Кувадки защищали новорождённых (младенцев) и служили первыми игрушками младенцев.

2. Пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-крепко укутывали в пелёнку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете для чего ребёнка пеленали? (Ответы детей) А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.

3. Мартинички (нитяные куколки). Раньше они являлись неизменным атрибутом обряда «заклинания весны», в котором участвовали молодёжь и дети.  Кукол вязали парами из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Имели эти куклы и второе значение.

Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такие куклы мог сделать ребёнок 5 лет.

Подведение итогов.

Вы заметили, что все куколки не имеют лица? Почему? (Ответы детей)

Давайте вспомним, с какими куклами вы сегодня познакомились, что они обозначают? (Ответы детей)

Как все эти куклы называются? (Ответы детей)

Что означает слово « оберег»? (Ответы детей)

Молодцы! Вы были …

c693b4ed740167fdf1b8ac339be4507b.jpg

d68b4e7e4f77f50576131e6915e78596.jpg

433bde480b8382e671061a43c48338e7.jpg

58988210c2c614edd8fa3fd49012867b.jpg


27 апреля 2016 в 13:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.