Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Детский экологический проект «Лекарственные растения Урала» для детей 5-6 лет.

 Детский экологический проект  «Лекарственные растения Урала» для детей 5-6 лет.

Проект разработан: Кистер Снежаной Викторовной. 

Проект  «Лекарственные растения Урала».

Старшая группа.

Детский экологический проект  «Лекарственные растения Урала».

Проект разработан: Кистер Снежаной Викторовной.

Вид проекта: долгосрочный, познавательный.

Срок реализации: май – август.

Место проведения исследования: МБ ДОУ №26 и прилегающий лес города Краснотурьинск.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, медсестра.

Цели:

1. Закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Развивать игровое творчество, смекалку.

3. Воспитывать бережное отношение к растениям.

4. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, сказки, загадки.

Задачи:

1. Расширить и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

1. Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.

2. Наглядные: экологическое развлечение, выставка, тактильно-мышечная наглядность.

3. Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, викторина «Зеленая аптека».

4. Слушание музыки.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдательность, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастают лекарственные растения. Наблюдая и рассматривая растения детей, заинтересовали вопросы: «Чем полезны эти растения?», «Как лекарственные растения лечат человека?», «Почему они так называются?». Не справляясь с потоком  детской любознательности, мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые растут на территории нашего детского сада, приносят пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Поэтому вместе с воспитанниками, родителями, медсестрой и музыкальным руководителем был разработан экологический проект «Лекарственные растения Урала». Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Результаты реализации проекта:

- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

-Сформировались знания о лекарственных растениях.

- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

- Дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.

Дальнейшее развитие проекта:

После завершения проекта, работа будет продолжаться и дальше в совместной деятельности педагог – ребенок – родитель.

Содержание проекта:

I этап.

Во время организационного этапа в игровом уголке мы разместили дидактические игры, осуществлялся подбор методической и художественной литературы, наглядного, иллюстрированного материала (открытки, фотографии, плакаты). Были разработаны конспекты НОД, развлечений.

В книжном уголке – энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений. Проводилась работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Вместе с детьми педагоги сеяли семена растений (календула), рассаду (мать и мачеха, мята, зверобой), наблюдали за их ростом, поливали, а с приходом лета высаживали их на клумбы. Дошколята с необычайным энтузиазмом включились в работу.

Для активизации речевой деятельности педагог читала детям стихи, сказки, рассказы о лекарственных растениях, загадывали загадки. (Приложение).

· Беседы:

-  Беседа «Лекарственные растения».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

- Беседа “Для чего нужны лекарственные растения?”

Цель: познакомить дошкольников с лечебными свойствами лекарственных растений.

- Беседа: “Лекари на грядке ”

Цель: учить дошкольников отличать лекарственные растения от обычных.

-  Беседа «Зеленая аптека».
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.

-  Беседа «Друг или враг».
Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных., отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений , а также с изображением вредных для здоровья человека растений.

· Дидактические игры:

1. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

2.  Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

· Чтение литературных произведений:

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы экологической направленности.

1. Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

2. Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

3. Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

4. Н. Павловой «Загадки цветов»,

5. А. Плешакова «Зеленые страницы»,

6. Н. Павлова «Хитрый одуванчик», «Загадки цветов»,

7. В. Бианки «О травах»,

8. П.А. Синявский «Сказка про лекарственные растения» и др.

9. Заучивание загадок и стихов о растениях.

· Опыты и исследовательско - поисковая  деятельность:

1. «На участке ищем полезные растения»

2. «Где лучше посадить растения?»

3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

· Консультация медсестры для родителей «Народная медицина».

II этап

Во время деятельностного этапа сотрудники детского сада разбили клумбы лекарственных трав с активным участием родителей. Уход за растениями осуществлялся в течение всего лета. Проводились наблюдения, опыты, эксперименты. Ребята с гордостью показывали свои клумбы младшим детишкам и объясняли, как ухаживать за лекарственными растениями.

В августе с помощью педагога нашего детского сада дошколята собирали семена растений, правильно засушивали цветы, чтобы зимой заваривать целебный чай.

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы ,листья

Мать - и - мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

 Дидактическая игра «Узнай растение»– упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)., отдельные части лекарственных растений (стебель, корень

4. Экскурсия в лес.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в лесу (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.НОД «В гостях у Старичка Лесовичка»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7.Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1.Ю. Антонов « Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1.НОД «Лекарственные растения».

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2.Проведение дидактических игр:

 «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

4. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

6. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

7. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

8. Подведение итогов реализации проекта.

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Колво

Детей

20

Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их

Знает простей- шие способы использования некото-

рых растений для лечения человека

Знает названия и различа-

ет ком-натные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало года

2014

24%

24%

30%

48%

10%

50%

35%

Конец года

2015

88%

76%

87%

96%

80%

100%

85%

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

 

Приложение:

Загадки о лекарственных растениях:

1.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

2.Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

3.Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (Одуванчик)

4.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой)

5.Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)

6.Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

7.Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник)

8. Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула)

Викторина для дошкольников. Тема: “Зелёная аптека”

Цель: Систематизировать знания детей по теме “Лекарственные растения”, развивать память, воображение старших дошкольников.

Вопросы к викторине “Зелёная аптека”:

1. 1.Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.

Ответ: Мать – и - мачеха

2.Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.

Ответ: Подорожник

3. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?

Ответ: Одуванчик

4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом.

Ответ: Ромашка

5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.

Ответ: Мята

6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

Ответ: Шиповник

7. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?

Ответ: Ноготки

 Конспект интегрированного занятия

на тему «Лекарственные растения»

в старшей группе

Цель: закреплять знания детей о лекарственных травах. Учить отвечать на вопросы сложными предложениями. Познакомить с новым лекарственным растением. Уточнить представления о лечебных свойствах некоторых лекарственных трав, способы распознавания их по внешнему виду, запаху. Совершенствовать умение делать предметы по готовой выкройке, аккуратно надрезая и складывая ее по линии сгиба. Продолжать учить ориентировке на листе бумаги, закрепляя понятия слева, справа, вверху, внизу. Упражнять в умении графически изображать геометрические фигуры. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, заботливое отношение к окружающей природе, внимательное отношение к товарищам.

Словарная работа: «народная медицина», лечебная трава, лекарственные травы, потому что, который.

Материал: «Зеленая аптека» с демонстрационными материалами, картинки с изображением лекарственных трав, выкройки из бумаги для изготовления коробочки по числу детей, ножницы, клей, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание гербария из лекарственных трав, игра «Лесной доктор».

Методика проведения занятия

Воспитатель предлагает детям перенестись мысленно на машине времени в далекие – далекие времена, когда совсем не было аптек. Дает возможность детям подумать, где тогда люди брали лекарства. Подводит детей к беседе о лекарственных растениях и предлагает отправиться в гости к травнице тетушке Агафье.

Дети отправляются в гости по тропинке.

Мы шагаем друг за другом

Мимо речки, мимо луга.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головку приподняв.

Листья желтые мелькают,

Словно бабочки порхают.

Лес осенний увидали –

На полянку прибежали.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами) .

Детей встречает тетушка Агафья. Она здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют. Дети чувствуют себя хорошо и задают тот же вопрос тетушке. Травница жалуется на то, что ей не хватает времени, и она не успевает сделать нужные дела. Она обращает внимание детей на свою «Зеленую аптеку» и интересуется у них, какие лекарственные растения им известны. Дети рассказывают о некоторых лекарственных травах и как ими можно лечиться.

Воспитатель интересуется у травницы: «Какие растения, тетушка, ты уже собрала? »

Тетушка Агафья рассказывает, какие растения она уже заготовила на зиму (липа, крапива, шиповник, тысячелистник, мята, ромашка и др., показывает их, дает детям понюхать, рассказывает, от каких недугов они помогают, как их надо заваривать, когда употреблять. Травница знакомит детей с календулой (в народе этот цветок называют ноготки из- за семян, похожих на загнутые коготки, выясняют, что календула очень схожа с ромашкой, только оранжевого цвета. Рассказывает детям о его целебных свойствах, особенно при лечении ангины.

Воспитатель интересуется у травницы, могут ли они с детьми помочь ей в сборе лекарственных трав? Травница говорит, что травы не просто собирать, надо знать, где и какую траву можно взять, какую нельзя, прежде чем сорвать, надо попросить растение, чтобы оно помогло, иначе оно не будет помогать. Некоторые растения нужно собирать только в солнечную погоду, а некоторые только в утренние часы. Собранные растения надо поместить в место, недоступное солнечным лучам и хорошо просушить. Затем сложить в специально сшитые мешочки из ткани или бумажные коробочки. Ведь если траву неправильно хранить, то она потеряет свои целебные свойства. Лекарственными растениями, их еще называют «народными средствами», «народной медициной», можно вылечить любую болезнь. Лечиться травами намного приятнее, чем горькими лекарствами.

Тетушка жалуется, что для некоторых трав она не успела сделать коробочки и ей не в чем их хранить. Дети предлагают свою помощь в изготовлении коробочек и приступают к работе.

Воспитатель напоминает детям, как работать с выкройкой: дети находят дно коробочки и обозначают дно геометрической фигурой – кругом. Затем они ищут стороны у коробочки (слева, справа, вверху, внизу) и рисуют на них квадраты. Крышку у коробочки обозначают треугольником. Потом дети загибают коробочки по линии сгиба, надрезают в нужных местах и последовательно склеивают изделия. Коробочки дети отдают тетушке.

Она благодарит детей и приглашает выпить чаю с мятой. Дети моют руки, сервируют стол и вместе с тетушкой пьют чай. Затем благодарят ее за очень вкусный и полезный чай и прощаются с ней.

Воспитатель с детьми возвращается в детский сад по тропинке.

Итог. У кого мы были в гостях? Что нового мы сегодня узнали? Чему мы научились? Во что хотели бы поиграть?

25 апреля 2016 в 15:08

Прикреплённые файлы:

Документ: Детский экологический проект «Лекарственные растения Урала» для детей 5-6 лет.

Описание файла:

Файл называется: detskii-yekologicheskii-proekt_41d56.pptx

Это официальный файл организации «Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны», в нём содержится Детский экологический проект «Лекарственные растения Урала» для детей 5-6 лет..

Размер файла: 0,9 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.