Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

Проектная деятельность по реализации задач здоровьесбережения дошкольников

«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

 

Разработала: Кистер Снежана Викторовна.

 Проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль – март).

Тип проекта: информационно – практико-ориентировочный.

Девиз: «Мы здоровьем дорожим, мы здоровье сохраним!»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Автор проекта: Кистер Снежана Викторовна.

Актуальность проекта.

Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью темы здоровьесбережения детей дошкольного возраста, как основной глобальной задачи укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Так с введением Федеральных государственным требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено здоровью дошкольников с выделением отдельной образовательной области «Здоровье» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. К сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ предъявляются весьма высокие требования. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Обеспечение оздоровления организма дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможно только путем комплексного укрепления физического здоровья детей путем интеграции образовательных областей и через систему здоровьесберегающих мероприятий.

Основания для разработки проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21.12.2012г.;

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

"Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

ФГОС (проект)

Проблема.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Понимая важность здорового образа жизни, я, воспитатель старшей группы, решила создать этот проект.

Цель.

Формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей старшей группы. Формирование у родителей детей, у самих воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи.

· Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь свое здоровье и заботится о нем.

· Формировать базу знаний и практических  навыков здорового  образа жизни, через экспериментальную деятельность.

· Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям, занятиям спортом, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

· Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты.

1. Расширение у детей представлений о здоровом образе  жизни.

2. Выработка новых форм работы с родителями.

3. Знакомство по теме проекта с литературными произведениями.

4. Узнают, что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья.

5. Дети пополнят свои знания о правильном питании и его значимости для здоровья.

Продукт проектной деятельности.

Альбом на основе детских рисунков, фотографий, с содержанием в нем пословиц, стихов под названием «Волшебная книга здоровья».

План реализации проекта в старшей группе ДОУ.

Подготовительный этап.

· Подборка методического и дидактического материала.

· Подборка художественной литературы.

· Разработка и подборка непосредственно образовательной деятельности по проекту.

· Оформление папок – передвижек, подбор консультаций, анкет, наглядности в виде информационных файлов для родителей по теме проекта.

· Подборка опытов по теме проекта.

· Подбор пословиц, поговорок, загадок, сказок по теме проекта.

· Изготовление настольных игр и подборка подвижных игр по теме проекта. 

Исследовательский этап проекта.

Тематическое планирование к проекту.

Раздел.

Название.

Программные задачи.

Непосредственно образовательная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Соблюдай режим дня»

Т.Г. Карепова стр. 74.

Формировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья.

«Секрет здоровой улыбки»

Т.Г. Карепова стр.76.

Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья.

«Гигиена и закаливание»

М.А. Павлова стр. 58.

Продолжить воспитывать стремление следить за чистотой всего тела, порядком в одежде. Прививать навыки закаливания.

«Чтобы глаза видели и уши слышали»

М.А. Павлова стр.60, 65.

Уточнить знания детей о том, зачем нужны глаза и через какой орган люди слышат различные звуки. Познакомить детей с элементарными правилами ухода за ушами и глазами. Что полезно, а что вредно для глаз и для слуха?

«Лекарственные растения Урала».

(Приложение №1)

Закрепить знания о названии лекарственных растениях Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала. Расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека; познакомить с новым лекарственным растением – душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость.

«Могут ли овощи навредить здоровью?»

(Приложение №2)

Формировать представление детей о нитратах. Рассказать о том, в каких растениях (овощах) они находятся, какой вред наносят здоровью. Закреплять умения детей загадывать загадки по картинкам. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

«Бесцветная и всем необходимая вода»

С.Н. Николаева стр.116.

Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях; показать огромное значение воды для всех живых существ.  Уточнить представление о разных состояниях воды, о природных водоисточниках; воспитывать бережное, экономное отношении к чистой воде (родниковой, колодезной, водопроводной); развивать умения отгадывать загадки, выполнять гигиенические процедуры.

«У нас в гостях Айболит»

М.А. Павлова стр.167.

Продолжать формирование у детей представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим; углубить знания детей о необходимости витаминов, которые содержатся во фруктах. 

«Путешествие в страну здоровья»

Т.Г. Карепова стр. 80

Актуализировать и закрепить знания, умения и навыки по данной теме проекта «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

«Помоги себе сам и своему другу»

(Приложение №3).

Дать понятие о первой медицинской помощи. Познакомить с приемами искусственного дыхания, его значения и необходимости. Воспитывать  морально – волевые качества личности, милосердие, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.

«Здоровый мир» (творческое занятие совместно с родителями).

Т.Г. Карепова стр. 84.

Закрепить полученные знания, умения и навыки по данной теме проекта. Развивать творческие способности детей. Формировать социально-личностные качества (умение работать в коллективе, чувство товарищества, коммуникативные качества).

Физкультурный досуг

«Где прячется здоровье?»

(Приложение №4).

 

Расширения представлений детей о своём здоровье.

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Мойдодыр»,

Т.Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»,

Е.А. Алябьева «Хочу конфет»,

«Сладкоежка»,

В. Коркин «Про неряху»,

В. Маяковский «Мой руки»,

Ю. Тувим «Письмо детям по одному важному делу»

С. Маршак «Береги свои руки»

Стихи:

«О здоровье»

«Стихи о закаливании детям»

«О ногтях»

«Закалка»

«Закаляйся»

Скороговорки, пословицы и поговорки.

Журнал «Солнечный зайчик» - «Зимние олимпийские игры в Сочи – 2014 г.»

(картотека группы).

Учить внимательно, слушать прочтение литературного произведения. Развивать коммуникативные качества, вступать в разговор с воспитателем и сверстниками.

Художественное творчество.

 

Аппликация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лепка.

 

 

 

«Где живут витамины?» - блюдо с фруктами и ягодами.

Т.С. Комарова стр.43.

(коллективная работа).

Вызвать интерес к изображению фруктов и овощей разными аппликативными техниками: способом вырезания овощей и фруктов из бумаги сложенной вдвое. Развивать активность и самостоятельность детей, умение применять знания о витаминах.

«Загадки с грядки»

И.А. Лыкова стр.44.

Вызвать интерес к рисованию нетрадиционными техниками рисования (печатки, зубные щетки, сложенного листа пополам и т.д.). Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

«Дети делают зарядку»

Т.С. Комарова стр.88.

Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников.

«Улыбайся каждый раз  для здоровья – это класс!»

Т.С. Комарова стр.93.

Развивать творчество, образные представления, воображения детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали о эмоциях, настроении у человека,  мимики лица. Упражнении в рисовании цветными восковыми мелками, цветными карандашами.

«Растения, которые лечат»

Т.С. Комарова ста.109.

Закреплять умения детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать по всему листу. Развивать умение рисовать растения разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

«Овощи и фрукты»

Т.С. Комарова стр.37.

Закреплять умение детей  передавать лепке форму разных овощей и фруктов (моркови, свеклы, репы, огурца, яблока, груши, банана и др.). Учить сопоставлять форму овощей и фруктов с геометрическими формами (помидор, яблоко – круг; огурец, банан – овал), находить сходства и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща и фрукта, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Коммуникативная деятельность.

 

Беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ воспитателя.

 

 

 

«Наши верные друзья», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

(Т.А. Шорыгина стр. 4,7)

«Беседа  о здоровье и чистоте».

«Необходимый в жизни режим дня»

«Беседа – игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании – потешки».

 

«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Приложение №11.

 

«В стране Болючке»-

очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников. Приложение №12.

«Опасно ли быть неряхой?»

 

 

«Питание и здоровье»

«Физкультура и здоровье»

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Продолжать формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить с  правилами личной гигиены, о правильном питании, режиме дня, закаливании организма, о пользе физкультуры для детского организма. Используя практические навыки в беседах.

Игры к проекту.

Виды игр.

Название.

Программные задачи.

Подвижные игры

(Приложение №5)

«Спортсмены»

 

 

«Найди свою пару»

 

 

«Выше ноги от земли»

 

«Мы веселые ребята»

 

 

«Попади в цель»

 

«Назови вид спорта»

 

 

«Угадай вид спорта по показу»

 

 

 

«Тихи – громко»

 

 

«Море волнуется»

 

 

«Светофор»

 

 

«Рыбаки и рыбки»

 

«Ловишка с мячом»

 

«Карусель»

 

 

«Кот и мыши»

Развивать скоростную выносливость, воспитывать волевые качества.

Повторить бег врассыпную, развивать ловкость и внимание.

Развивать быстроту и ловкость.

Развивать быстроту, воспитывать коллективизм и сотрудничество.

Развивать меткость и ловкость.

Развивать ловкость, внимание, сообразительность.

Учить детей отгадывать вид спорта по показу. Развивать воображение, память, внимание.

Воспитывать внимание и сообразительность.

Воспитывать творческие способности.

Воспитывать внимательность и сообразительность.

Развивать быстроту и ловкость.

Развивать меткость и ловкость.

Закреплять бег по кругу, взявшись за руки.

Закреплять навыки ползания; упражняться в перешагивании через предметы.

Сюжетные игры

«Поликлиника»

 

«Аптека»

 

«На приеме у врача»

Продолжать знакомить детей с профессиями: фармацевта, врача, медицинской сестры.

Дидактические игры

(словесные)

Приложение №6.

«Назови и покажи по порядку»

 

 

 

«Ласковое слово»

 

 

 

 

 

«Кто больше знает слов?».

 

 

 

 

«Кто больше назовет действий объекта?»

 

 

 

 

«Украсим слово»

 

 

 

 

«Умозаключение»

 

 

 

«Опасно – не опасно»

 

 

 

 

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Развивать представление о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме.

Закреплять у детей навык суффиксального словообразования; развивать коммуникативные навыки детей; вызывать доброжелательное отношение детей к друг другу.

Активизировать предметный словарь по теме «Тело человека»; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом.

Активизировать запас слов, обозначающих действия; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

Активизировать словарный запас по теме «Тело человека»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей.

Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью окружающих, от неопасных.

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Дидактические  игры

(настольные)

Приложение №7.

«Заколдованное движение»

 

 

 

 

 

 

«Узнай движение»

 

 

 

 

 

«Подбери упражнение»

 

 

 

«Физкультура на кубиках»

 

 

 

«Игровизоры»

 

 

 

 

 

«Тело человека»

 

 

«Часть и целое»

 

 

 

 

 

«Что сначала, а что потом»

 

 

 

 

«Азбука звуков»

 

 

«Перфокарты»

 

 

 

«Тактильные дощечки»

 

 

«Театр настроений»

 

 

 

 

 

 

«Зоопарк настроений»

 

 

 

 

 

 

 

«Гигиена и хорошее здоровье»

 

 

 

«Съедобное и несъедобное»

 

 

 

«Коллекция спортивных игр»

Цель игры. Учить видеть общее в схеме и рисунке, изображающих один и тот же видфизического упражнения; выделить технические элементы движений, сравнивать их между собой.

Цель игры. Выявить, как представляют дети простые движения; закрепить умение выполнять их по образцу.

Цель игры. Учить замечать общее и различное в технике физических упражнений, закрепить их название.

Цель игры. Учить различать разные виды физических упражнений, правильно называть и выполнять их.

Цель игры. Развитие и закрепление культурно-гигиенических навыков, правилам безопасности по отношению к себе и другим. Развитие памяти и внимания.

Цель игры. Познакомить детей с частями тела, их назначением.

Цель игры. Упражнение на переключение внимание дает возможность отдохнуть глазкам. Оно выполняется ребенком во время совместной деятельности.

Цель. Научить детей последовательному мытью рук. Прививать культурно-гигиенические навыки.

Цель. Учить детей определять звуки по слуху.

Цель. Научить детей соотносить и подбирать предметы друг с другом.

Цель. Способ запоминания и различения предметов с помощью прикосновения к ним и ассоциаций.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие. Дети знакомятся с названиями и характерными внешними чертами эмоций. Учатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других.

С помощью образов животных, которые, как и дети, смеются, плачут, радуются, знакомит с эмоциональными проявлениями, как настроение и характер. Игра развивает внимание, мышление, память, речь.

Знакомит детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.

Учить детей различать съедобное, от не съедобного. Закрепить знание детей о правильном питании.

Знакомить детей со спортивными играми, учить играть по правилам.

Дидактические карточки

(картотека группы).

«Азбука здоровья»

 

 

 

«Как устроен человек»

 

 

 

 

«Эмоции»

 

 

 

 

 

Ребусы, кроссворды.

 

 

Занятия с карточками помогут познакомить детей с основами здорового образа жизни.

Занятия помогут познакомить детей с окружающим миром; развивать речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.

Занятия помогут познакомить детей с окружающим миром; развивать речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.

Учить отгадывать ребусы, кроссворды по данной теме «Здоровье». Развивать  память, воображение, речь, внимание.

Разрезные картинки

(картотека группы).

«Витамины в огороде»

 

«Тело человека»

Учить детей складывать картинки из маленьких частей. Учить детей коллективизму, доброму отношению друг к другу. Развивать память, воображение, внимание.

Дидактические кубы

(Картотека группы).

«Повтори движение»

 

«Сделай, как на стороне кубика»

Развивать быстроту, внимательность, память, точность выполнение движений, согласно заданию.

 

 

Опыты к проекту.

«Определи по запаху»:

 - В тарелочках лежит - мята, чеснок, лук, апельсин, духи и т.д. дети с закрытыми глазами должны определить по запаху.

- Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.

«Определи по звуку»:

 - Педагог за ширмой переливает воду,  шелестит бумагой, стучит ложкой по столу, мешать чайной ложкой в стакане, рвет бумагу и т.д. Дети должны определить источник звука.

«Угадай звук»:

 - воспитатель демонстрирует звуки в аудиозаписи, дети угадывают.

«Определи по вкусу»:

- соленая и сладкая вода. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.

«Зачем человеку глаза?»:

Помочь определить, зачем человеку глаза. Завязать глаза и попробовать пройти через воротики, а затем развязать глаза и сделать вывод.

Работа с родителями.

1. Консультации:

· «Оздоровительное значение режима дня»

· «Профилактика простудных заболеваний»

2. Папки – передвижки:

· «Без лекарств и докторов»

· «Детская обувь».

3. Индивидуальные беседы о физических умениях и навыков каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

4. Анкетирование и тестирование родителей:

· «Здоровье ребенка»

· «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»

5. Картотека:

· Игры для девочек и мальчиков

· Закаливание детского организма

· «Сундучок бабушкиных рецептов»

6. Наглядность в виде информационных файлов:

· Семь не: «Как не надо кормить ребёнка» (заповеди для любящих и заботящихся)

· «Психологическое здоровье ребенка и телевидение»

· «О личной гигиены дошкольника»

· «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие».

7. Подбор пословиц, стихов и загадок по теме проекта.

8. Письмо родителям старших дошкольников.

9. Совместно с детьми оформление альбома «Волшебная книга здоровья».

 

 

Приложение.

Приложение №1. «Лекарственные растения Урала».

Приложение №2. «Могут ли овощи навредить здоровью?»

Приложение №3.  «Помоги себе сам и своему здоровью».

Приложение №4. Физкультурный досуг «Где прячется здоровье??»

Приложение №5. Подвижные игры.

Приложение №6. Дидактические игры (словесные).

Приложение №7. Дидактические игры (настольные).

Приложение №8. Работа с родителями.

Приложение №9. Пословицы и поговорки о здоровье и спорте.

Приложение №10. Потешки при умывании.

Приложение №11. Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»

Приложение №12. В стране Болючке. Очень серьезная сказка-беседа для дошкольников.

Список используемой литературы.

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группы детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаики – Синтез, 2010.

4. Т.С. Карепова Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы (авт. – сост. Т.Г. Карепова) – Волгоград: Учитель, 2010.

5. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская Здоровьесберегающая система дошкольного образования учреждения: рекомендации, разработки занятий \ авт. – сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, конд. Психол. Наук. – Волгоград: Учитель,2009.

6. М.Н. Сигимова Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры, занятия \ авт. – сост. М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009ю

7. Т.С. Баталина  Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь, 2012.

8. Дополнительный материал к занятиям по формированию у дошкольников о себе – картотека группы.

9. Г. Зайцев Уроки Мойдодыра – СПб; Издательство – Пресс. – 1994.

10. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

11. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2005.

25 апреля 2016 в 14:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.