Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны
Непосредственно образовательная деятельность для участия в конкурсе "Воспитатель года"Тема: «Загадки бабушкиной избы» Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Задачи: • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). • Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, коромысло, самовар и т.д. • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр. • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре. • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям. Материалы и оборудование: интерьер русской избы, имитация (декорация) русской печи, матрешки, самовар, чугунок, тряпичные куклы, рушник, лапти, коромысло, ведра, магнитофон, CD-диск с записью русских народных песен. Место проведения: музыкальный зал (мини-музей) Время проведения: 20 минут Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рисование на тему «Иллюстрация к сказке», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, разучивание частушек поговорок, загадок, народных игр. Планируемый результат. - Повысить интерес к истории своей Родины и культуре русского народа, - формирование чувств национального достоинства. - развить творческие способности, - поисковую деятельность, - связную речь детей, - широкое использование разных видов фольклора. - расширить музыкальные предпочтения детей. Ход занятия: 1. Оргмомент. Входит воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! Добро пожаловать! С хлебом – солью вас встречаем в светлу горенку приглашаю. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в старину. Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся, как на Руси здоровались. Дети: «Здраве буде» Воспитатель: Что означает, будьте здоровы. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком поговорим ладком. - Вот сегодня ребята, мы с вами перенесемся далеко-далеко в прошлое, и окунемся в атмосферу быта русского народа. Ведь не даром наше занятие с вами называется «Загадки бабушкиной избы». 2. Основная часть. - Оглянитесь вокруг, ребята, где мы с вами находимся? - В избе. -Да, ребята, в русской избе! Из чего же строили русскую избу? В основном из дерева, так как это был самый доступный строительный материал. Лучшая комната в избе называлась горницей. А вы знаете, что в избе было самым главным? Я вам сейчас загадаю загадку. Толстая Федора Наедается не скоро! Но зато, когда сыта, От Федоры теплота! (Ответы детей) - Правильно, ребята, печка! Чем же так важна была печка для русского народа? (Ответы детей) Молодцы ребята! В печке варили еду в чугунках, доставали чугунок ухватом, и еще пекли пироги. На печке спали, сушили одежду. Русской печки нет добрее, Всех накормит, обогреет. Варежки сушить поможет, Да и деток спать уложит. Воспитатель: Вспомните, в каких сказках говорится о печке? » Дети: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». - Ребята, крестьяне в русской печке не только готовили еду, но и пекли в ней очень вкусные пироги. Давайте и мы их с вами испечем Физкультминутка. Дети встают в полукруг около педагога, он показывает им движения. Пирожки пшеничные Мы печем отличные. Кто придет к нам пробовать? Мама, папа, брат, сестра, Пес лохматый со двора. Тесто замесили, сахар не забыли, Скалкой раскатали, И немножечко устали! Взяли ложку с творожком – Пирожок за пирожком. Ну-ка, дай-ка печка, Пирожкам местечко! -Ребята, посмотрите, а что еще нас окружает в русской избе, какие интересные предметы вы в ней видите? (Ответы детей) - Да, дети, русский народ в старину все делал сам: лапти плели, делали корзины, посуду, по воду ходил, одежду шили, игрушки, куклы. Что сейчас у меня в руках? Это лапти – обувь крестьян. Их плетут из лыка (кора липы). (Воспитатель протягивает лапти детям, дает им в руки, предлагает их рассмотреть внимательно, показывает иллюстрации, где крестьяне обуты в лапти.) - Ребята, кожаная обувь была дорогая, и наши предки в деревне в основном ходили в лаптях, а летом и босиком. -Ребята, посмотрите, а вот корзина, из чего она сделана? (Ответы детей: из веток, палочек) - Да – эта корзина была сделана из веток, из лозы, этим ремеслом занимались в семье мужчины. - А – это куклы они сделаны из ткани, крупы, дерева, этим занимались в семье женщины. А из дерева и глины делали посуду и игрушки. (Воспитатель показывает разнообразные виды посуды: глиняный кувшин, котелок, деревянные тарелки, ложки, дает рассмотреть ребятам в руки, объясняет назначение). - А что это за интересный предмет у меня в руках? (показывает коромысло). Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен? Это коромысло – для того, чтобы носить воду. (Демонстрирует детям, как носили воду коромыслом.) - А кто из вас, ребята, знает, что это за предмет стоит у меня на столе? У носатого Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И, как зеркало, блестит. (Ответы детей) - Правильно, ребята, это самовар. Только самовары на Руси появились гораздо позже. Сначала воду кипятили в чугунке, в печке, но потом появились самовары и тогда они стали использоваться для кипячения воды. Самовар – сам варит. (Показывает устройство самовара, объясняет, как кипятили воду, куда ставили заварочный чайник). 3. Заключительная часть (подведение итогов) - Вот и подходит к концу, ребята, наше занятие, которое мы провели в русской избе. Что мы сегодня нового узнали о быте русского народа? -Какие новые слова, мы узнали? (Ответы детей: самовар, коромысло, чугунок, ухват, лапти.) - Молодцы, ребята! Вы очень внимательно сегодня слушали и ответили на все вопросы, весело поиграли, узнали много новых слов. Наш самовар уже кипит и приглашает нас всех за стол! 23 апреля 2016 в 15:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.