Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Непосредственно образовательная деятельность для участия в конкурсе "Воспитатель года"

Тема: «Загадки бабушкиной избы»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

Задачи:

• Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

• Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками.  Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, коромысло, самовар и т.д.

• Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

• Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Материалы и оборудование: интерьер русской избы, имитация (декорация) русской печи, матрешки, самовар, чугунок, тряпичные куклы, рушник, лапти, коромысло, ведра, магнитофон, CD-диск с записью русских народных песен.

Место проведения: музыкальный зал (мини-музей)

Время проведения: 20 минут

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рисование на тему «Иллюстрация к сказке»,  рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, разучивание частушек поговорок, загадок, народных игр.

Планируемый результат.

- Повысить интерес к истории своей Родины и культуре русского народа,

- формирование чувств национального достоинства.

- развить творческие способности,

- поисковую деятельность,

-  связную речь детей,

-  широкое использование разных видов фольклора.

- расширить музыкальные предпочтения детей.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Входит воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! Добро пожаловать! С хлебом – солью вас встречаем в светлу горенку приглашаю. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в старину. Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся, как на Руси здоровались.

Дети: «Здраве буде»

Воспитатель: Что означает, будьте здоровы. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком поговорим ладком.

- Вот сегодня ребята, мы с вами перенесемся далеко-далеко в прошлое, и окунемся в атмосферу быта русского народа. Ведь не даром наше занятие с вами называется «Загадки бабушкиной избы».

2. Основная часть.

- Оглянитесь вокруг, ребята, где мы с вами находимся?

- В избе.

-Да, ребята, в русской избе! Из чего же строили русскую избу? В основном из дерева, так как это был самый доступный строительный материал. Лучшая комната в избе называлась горницей. А вы знаете, что в избе было самым главным? Я вам сейчас загадаю загадку.

Толстая Федора

Наедается не скоро!

Но зато, когда сыта,

От Федоры теплота!

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, печка! Чем же так важна была печка для русского народа?

(Ответы детей)

Молодцы ребята! В печке варили еду в чугунках, доставали чугунок  ухватом, и еще пекли пироги. На печке спали, сушили одежду.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Да и деток спать уложит.

Воспитатель: Вспомните, в каких сказках говорится о печке? »

Дети: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

- Ребята, крестьяне в русской печке не только готовили еду, но и пекли в ней очень вкусные пироги. Давайте и мы их с вами испечем

Физкультминутка. Дети встают в полукруг около педагога, он показывает им движения.

Пирожки пшеничные

Мы печем отличные.

Кто придет к нам пробовать?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

Тесто замесили, сахар не забыли,

Скалкой раскатали,

И немножечко устали!

Взяли ложку с творожком –

Пирожок за пирожком.

Ну-ка, дай-ка печка,

Пирожкам местечко!

-Ребята, посмотрите, а что еще нас окружает в русской избе, какие интересные предметы вы в ней видите?

(Ответы детей)

- Да, дети, русский народ в старину все делал сам: лапти плели, делали корзины, посуду, по воду ходил, одежду шили, игрушки, куклы. Что сейчас у меня в руках? Это лапти – обувь крестьян. Их плетут из лыка (кора липы).

(Воспитатель протягивает лапти детям, дает им в руки, предлагает их рассмотреть внимательно, показывает иллюстрации, где крестьяне обуты в лапти.)

- Ребята, кожаная обувь была дорогая, и наши предки в деревне в основном ходили в лаптях, а летом и босиком.

-Ребята, посмотрите, а вот корзина, из чего она сделана?

(Ответы детей: из веток, палочек)

- Да – эта корзина была сделана из веток, из лозы, этим ремеслом занимались в семье мужчины.

- А – это куклы они сделаны из ткани, крупы, дерева, этим занимались в семье женщины.

А из дерева и глины делали посуду и игрушки.

(Воспитатель показывает разнообразные виды посуды: глиняный кувшин, котелок, деревянные тарелки, ложки, дает рассмотреть ребятам в руки, объясняет назначение).

- А что это за интересный предмет у меня в руках? (показывает коромысло). Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен? Это коромысло – для того, чтобы носить воду.

(Демонстрирует детям, как носили воду коромыслом.)

- А кто из вас, ребята, знает, что это за предмет стоит у меня на столе?

У носатого Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит.

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, это самовар. Только самовары на Руси появились гораздо позже. Сначала воду кипятили в чугунке, в печке, но потом появились самовары и тогда они стали использоваться для кипячения воды. Самовар – сам варит. (Показывает устройство самовара, объясняет, как кипятили воду, куда ставили заварочный чайник).

3. Заключительная часть (подведение итогов)

- Вот и подходит к концу, ребята, наше занятие, которое мы провели в русской избе. Что мы сегодня нового узнали о быте русского народа?

-Какие новые слова, мы узнали?

(Ответы детей: самовар, коромысло, чугунок, ухват, лапти.)

- Молодцы, ребята! Вы очень внимательно сегодня слушали и ответили на все вопросы, весело поиграли, узнали много новых слов. Наш самовар уже кипит и приглашает нас всех за стол!

23 апреля 2016 в 15:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.