Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла»

Проектная деятельность.

 

 

 

 

 

«Волшебный мир тряпичной куклы».

Проект по формированию целостной картины мира для детей 3-4 лет.

Группа «Верные друзья»

 

 

 

 

 

Разработала проекты: Кистер С.В.

Воспитатель

1 квалификационная категория.

Стаж работы - 12 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая младшая группа 3-4 года

Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла»

Вторая младшая группа «Верные друзья»

Воспитатель группы: Кистер С.В.

Паспорт проекта

Вид Проекта: творческо – информационный.

Продолжительность Проекта: 09.2015-05.2016 учебный год.

Участники Проекта: дети младшей группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников

Образовательная область: социализация, коммуникация,

физическая культура, здоровье

Цель проекта:

- приобщить детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой.

- познакомить детей с историей. Сыграть на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).

- способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

-воспитывать чуткость, бережливость, внимание, доброту.

Задачи проекта:

- Привлекать внимание к разнообразию народной куклы, выделяя ее достоинства

- Развивать фантазию, вкус

- Воспитывать бережное отношение к игрушкам

- Знакомить с элементарными приемами пеленанием.

- Дети должны получить первичные представления о разновидностях кукол и бережному отношению к ним.

Актуальность темы:

Народная кукла как средство приобщения к родной культуре.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тела и души их создателе. Мы же полагаем, что и дети должны видеть не только игрушечных роботов, выпущенных большими тиражами, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, свое мастерство и свои мечты в желание. Каждая авторская кукла неповторимая, у нее своя история и свой образ.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно самая доступная детям произведение искусства.

Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливает ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнера ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои порой тайные мечты и желания. Игра в куклы играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Роль родителей в реализации проекта

• Изготовление кукол разных образцов проекта «Народная кукла»

• Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре.

• Родительское собрание «Исторические традиции в семейном воспитании», «Куклы старины»

Этапы работы

1. Проведение мониторинга.

2. Создание в группе мини-музея «Кукла – народная игрушка».

4. Организация детской деятельности в мини-музее.

5. Определение эффективности

I. Для определения уровня знаний у детей о народной кукле был проведен мониторинг в форме беседы: с использованием иллюстрации народных кукол, задавали детям вопросы: Каких кукол вы знаете?

Мониторинг показал, что у детей в большинстве случаев низкий уровень знаний о музейной педагогике. Дети затруднялись в объяснении, что такое музей и для чего он нужен. Исходя из мониторинга, мы сделали вывод, что необходимо пополнять знания о музеях.

Мы разделили детей по уровням знаний и в результате получились следующие показатели:

Высокий уровень – 0%

Средний уровень –15%

Низкий уровень – 85%

Было поведено анкетирование родителей, в результате которого было выявлено, что современный ребенок ориентирован на современные игрушки, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о традиционной русской кукле. Кроме этого, многие родители имеют недостаточно знаний об истории возникновения и видоизменения русской народной куклы. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

С этой целью в нашей группе решили создать мини-музей «Кукла – народная игрушка»

II. При создании мини-музея нами были учтены следующие требования:

- Доступность месторасположения;

- Эстетичность оформления;

- Разнообразие экспонатов.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Безопасность экспонатов, представленных в мини-музее для жизни и здоровья детей

Приступая к созданию развивающей среды мини-музея, мы изучили историю народных кукол, приобрели методическую и познавательную литературу, а также иллюстрации с изображением кукол и схемами изготовления, продумали дизайн оформления.

С помощью родителей собрали коллекцию кукол:

«Берегиня»,

«Неразлучники»,

«Куватки»,

«Зернушка»,

«Вепсская кукла»,

«Пеленашка»,

«Кубышка травница» и др.

III. Организация детской деятельности.

Организуя работу с детьми в мини-музее «Кукла – народная игрушка», мы используем различные формы взаимодействия с детьми: совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность.

Совместная деятельность педагога с детьми.

 Самостоятельная деятельность детей:

- беседы об истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой;

- чтение книг о куклах;

- коллекционирование кукол;

- мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;

- театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);

- игровые ситуации;

- дидактические игры: («Наряди куклу», «Угадай, из чего кукла сделана»);

- рассматривание журналов и коллекции кукол;

- игры с куклами;

- игры с речевым сопровождением.

Организованная работа в мини-музее способствует у детей расширению знаний об истории возникновения народной куклы, их разнообразии и назначении. Дети учатся изготавливать игрушки своими руками из ткани. Создавая свои маленькие собственные произведения, они выражают своё отношение к культурному наследию нашего народа. В процессе изготовления кукол у детей развивается моторика рук. Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой.

Взаимодействие с семьей по решению данной проблемы мы направили в первую очередь на развитие интереса к музеям, к истории создания и развития народной куклы и в то же время на повышение педагогической компетенции. Этому способствовало: проведение заочной консультации «Народная кукла», «История народной куклы», «Методы психологической коррекции. Куклотерапия».

Семейного праздника «Кукольная мастерская», оформление наглядности, обобщение опыта семейного воспитания.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Следует отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, детей и родителей, вносит радость в повседневную жизнь.

В заключении был проведен мониторинг с целью выявления эффективности проделанной работы.

Отмечены следующие результаты:

Высокий уровень –48%

Средний уровень –44%

Низкий уровень –8%

Данные диаграммы свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

Вывод: целенаправленная работа в мини-музее способствует эффективному усвоению знаний у детей о народной кукле, развитию художественных и творческих способностей, формированию познавательного интереса к истории народной культуры и бережное отношение интереса к результату своего труда.

В дальнейшем, планируем пополнение музея новыми экспонатами и методическими пособиями.

b45f0887992bc1fcd515e81a91b6dc8b.jpg

b090b0fb7c7f1f19297e71ab9b47b4f1.jpg

e387d65a21862fee79bf8b2718948bdb.jpg

7f73a1a30a63ac613802713d19856aa0.jpg

c85b05d8543a4c2980240fc27283a4e7.jpg

b097864bfed25cfd1ee0ae978eb3d4d4.jpg

7582b1aa7d7d91e2106ddaa39bba222f.jpg

8a037259265cb29988f01ee4e31ba784.jpg

87bffd412c14f254d6102a763fe25d27.jpg

83885a5c0dfcff1c96b7661151ec6716.jpg

618cbac42872aff6805b4ed2afe0d8fd.jpg

5115da7113029d69cf8394b72e634715.jpg

7d7c948cc3fea369c34d13ff7f3cab32.jpg


23 апреля 2016 в 11:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.