Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны
Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла»Проектная деятельность.
«Волшебный мир тряпичной куклы».Проект по формированию целостной картины мира для детей 3-4 лет.Группа «Верные друзья»
Разработала проекты: Кистер С.В. Воспитатель 1 квалификационная категория. Стаж работы - 12 лет.
Вторая младшая группа 3-4 года Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла»Вторая младшая группа «Верные друзья» Воспитатель группы: Кистер С.В. Паспорт проекта Вид Проекта: творческо – информационный. Продолжительность Проекта: 09.2015-05.2016 учебный год. Участники Проекта: дети младшей группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников Образовательная область: социализация, коммуникация, физическая культура, здоровье Цель проекта: - приобщить детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой. - познакомить детей с историей. Сыграть на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами). - способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество. -воспитывать чуткость, бережливость, внимание, доброту. Задачи проекта: - Привлекать внимание к разнообразию народной куклы, выделяя ее достоинства - Развивать фантазию, вкус - Воспитывать бережное отношение к игрушкам - Знакомить с элементарными приемами пеленанием. - Дети должны получить первичные представления о разновидностях кукол и бережному отношению к ним. Актуальность темы: Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тела и души их создателе. Мы же полагаем, что и дети должны видеть не только игрушечных роботов, выпущенных большими тиражами, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, свое мастерство и свои мечты в желание. Каждая авторская кукла неповторимая, у нее своя история и свой образ. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно самая доступная детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливает ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнера ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои порой тайные мечты и желания. Игра в куклы играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Роль родителей в реализации проекта • Изготовление кукол разных образцов проекта «Народная кукла» • Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре. • Родительское собрание «Исторические традиции в семейном воспитании», «Куклы старины» Этапы работы 1. Проведение мониторинга. 2. Создание в группе мини-музея «Кукла – народная игрушка». 4. Организация детской деятельности в мини-музее. 5. Определение эффективности I. Для определения уровня знаний у детей о народной кукле был проведен мониторинг в форме беседы: с использованием иллюстрации народных кукол, задавали детям вопросы: Каких кукол вы знаете? Мониторинг показал, что у детей в большинстве случаев низкий уровень знаний о музейной педагогике. Дети затруднялись в объяснении, что такое музей и для чего он нужен. Исходя из мониторинга, мы сделали вывод, что необходимо пополнять знания о музеях. Мы разделили детей по уровням знаний и в результате получились следующие показатели: Высокий уровень – 0% Средний уровень –15% Низкий уровень – 85% Было поведено анкетирование родителей, в результате которого было выявлено, что современный ребенок ориентирован на современные игрушки, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о традиционной русской кукле. Кроме этого, многие родители имеют недостаточно знаний об истории возникновения и видоизменения русской народной куклы. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. С этой целью в нашей группе решили создать мини-музей «Кукла – народная игрушка» II. При создании мини-музея нами были учтены следующие требования: - Доступность месторасположения; - Эстетичность оформления; - Разнообразие экспонатов. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). Безопасность экспонатов, представленных в мини-музее для жизни и здоровья детей Приступая к созданию развивающей среды мини-музея, мы изучили историю народных кукол, приобрели методическую и познавательную литературу, а также иллюстрации с изображением кукол и схемами изготовления, продумали дизайн оформления. С помощью родителей собрали коллекцию кукол: «Берегиня», «Неразлучники», «Куватки», «Зернушка», «Вепсская кукла», «Пеленашка», «Кубышка травница» и др. III. Организация детской деятельности. Организуя работу с детьми в мини-музее «Кукла – народная игрушка», мы используем различные формы взаимодействия с детьми: совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность. Совместная деятельность педагога с детьми. Самостоятельная деятельность детей: - беседы об истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой; - чтение книг о куклах; - коллекционирование кукол; - мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам; - театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов); - игровые ситуации; - дидактические игры: («Наряди куклу», «Угадай, из чего кукла сделана»); - рассматривание журналов и коллекции кукол; - игры с куклами; - игры с речевым сопровождением. Организованная работа в мини-музее способствует у детей расширению знаний об истории возникновения народной куклы, их разнообразии и назначении. Дети учатся изготавливать игрушки своими руками из ткани. Создавая свои маленькие собственные произведения, они выражают своё отношение к культурному наследию нашего народа. В процессе изготовления кукол у детей развивается моторика рук. Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Взаимодействие с семьей по решению данной проблемы мы направили в первую очередь на развитие интереса к музеям, к истории создания и развития народной куклы и в то же время на повышение педагогической компетенции. Этому способствовало: проведение заочной консультации «Народная кукла», «История народной куклы», «Методы психологической коррекции. Куклотерапия». Семейного праздника «Кукольная мастерская», оформление наглядности, обобщение опыта семейного воспитания. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Следует отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, детей и родителей, вносит радость в повседневную жизнь. В заключении был проведен мониторинг с целью выявления эффективности проделанной работы. Отмечены следующие результаты: Высокий уровень –48% Средний уровень –44% Низкий уровень –8% Данные диаграммы свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Вывод: целенаправленная работа в мини-музее способствует эффективному усвоению знаний у детей о народной кукле, развитию художественных и творческих способностей, формированию познавательного интереса к истории народной культуры и бережное отношение интереса к результату своего труда. В дальнейшем, планируем пополнение музея новыми экспонатами и методическими пособиями.
23 апреля 2016 в 11:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.