Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны
Педагогический проект «Мир эмоций» 3-4 летПедагогический проект
«Мир эмоций»
3-4 лет (проблемы социально-эмоциональноговоспитания дошкольников)
Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №26 «Колокольчик» Кистер С.В.
1. Актуальность проекта. Ксожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценностистали преобладать над духовными интересами. Всё чаще и чаще человекомовладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх,равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от такихнегативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будетгармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитиеэмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с акцентом наинтеллектуальное развитие необходимо уделить должное вниманиесоциально-эмоциональному развитию дошкольника. Я, считаю выбранную мной темуодной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем,что целенаправленная совместная работапедагогов и родителей по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить ив случае необходимости скорректировать нежелательные эмоциональные проявлениядетей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильноеотношение к миру посредством выражения положительных эмоций (радость, спокойствие,восторг, восхищение). В связи с вышеизложенным мною были определены цель изадачи проекта. 2. Цель и задачи проекта.
Цель. Помочь детям войти всложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительныеэмоции. Задачи:
· изучитьпсихолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основныенаправления работы; · разработатькомплекс занятий и упражнений, направленных на развитие социально -эмоциональной сферы дошкольника; · составитьплан, советы взаимодействия с семьями детей по данной проблеме; · внедритьв практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия; · проверитьрезультативность педагогической деятельности и подвести итоги. 2. Описание проекта. Основная идея проекта заключается в том,что при правильной организации работы по социально-эмоциональному воспитанию вДОУ можно решить проблему вхождения ребёнка в реальный мир. В связи с этим возникает вопрос: - Как спланироватьучебно-воспитательную деятельность для максимально успешного достиженияпоставленных целей? Чтобы достичь ожидаемых результатов, входе работы над проектом необходимо учитывать роль предметно-развивающей среды,наличие положительных эмоций в утренние часы, создание эмоционального настроя входе занятий, развитие социальных навыков и эмоций посредством театрализованнойигры, формы и методы работы с родителями. В соответствии с целями и задачами проектаможно определить его участников: дети, педагоги, родители, музыкальныйруководитель. Проект рассчитан на 1 год 2015-2016 и предназначендля детей 3-4-летнего возраста (вторая младшая группа). 3. Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный. -изучение методической литературы потеме; -изучение традиций, уклада и образажизни семьи каждого ребёнка; -проведение психолого-педагогическогообследования детей с целью выявления индивидуальных особенностейсоциально-эмоционального восприятия мира; -планирование работы посоциально-эмоциональному воспитанию с учётом результатов обследования. МБДОУ работает по Основной образовательной программедошкольного образования «Детский сад № 26» на основании примерной комплекснойпрограммы « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы В основу психолого-педагогического сопровождениясоциально-эмоционального развития детей 3-4лет положена структурно-функциональнаямодель, спроектированная на основе синтеза системного,личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов. В рамках данной модели реализованы следующиепедагогические условия: - обогащение предметно-развивающей среды, функциональномоделирующей содержание образовательных ситуаций, обеспечивающих вхождениеребёнка раннего возраста в социум; - субъект-субъектное взаимодействие в триаде«ребёнок-родитель-педагог», направленное на формирование социального опытаребёнка раннего возраста; - профессиональная готовность педагога к работе сдетьми возраста 3 – 4 лет в дошкольном образовательном учреждении. Методы и методики работы педагога–психолога детского сада можно разделить на: - методы просветительской работы (информационные тексты,лекции, беседы, семинары, методические разработки, презентации и т.д.); - методы и методики консультирования (анализрезультатов психодиагностики, наблюдение, беседа, интервью); - психодиагностические методы (наблюдение, беседа,анкетирование, анализ детских рисунков, тестов). - игровые и прочие виды деятельности с детьми. Взаимодействие педагога-психолога с субъектамивоспитательного пространства строится по следующим направлениям работы:просветительскому (информационно-познавательному), диагностическому,консультативному, развивающему.
3– 4 лет в детском саду Большинство детей дошкольного возраста основную частьсвоей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфераего деятельности, растет круг значимыхлюдей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом,детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка всложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивнымбудет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоциональногосамочувствия ребенка в детском саду. Утверждая это, мы опираемся натеисследования, где эмоции рассматриваются, прежде всего, как процессы,осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, егоориентацию в окружающем мире. Таким образом, чтобы наиболееэффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей,интересов, уровня активности, необходимо в садике создаватькомфортно-психологические условия. При работе над созданием таких условий необходимоучитывать как возрастные психофизиологические особенности детей, так и ихличностные особенности Психофизиологические особенности детей 3-4 лет. Годы дошкольного детства – это годы интенсивногопсихического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психическихособенностей. Ведущей потребностью ребенка 3 – 4 лет является потребность вобщении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность –игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие.Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаетфундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания,воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущиепозиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнятьобслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятиеможет проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечатьособенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый.В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться впроцессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения,речи. Восприятие младшего дошкольника 3 – 4 лет носит предметный характер, тоесть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., неотделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает ихнераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристикипредмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предметот других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя спредметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразиесвойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечатьпохожие качества в разных предметах и разные в одном. Внимание. Способностьдетей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направитьвнимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить еговнимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторятьинструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырехк концу года. Ребёнок может удерживать активное внимание в течение 7 – 8 минут.Внимание носит в основном непроизвольный характер, eго устойчивость зависит от характера деятельности. Наустойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка,желание немедленно получить понравившийся предмет ответить, сделать что-то. Память. Процессыпамяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объемпамяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое илиразрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощинаглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года– до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет длянего жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваиваетсяинформация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательнаяпамять: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением. Мышление. Втри – четыре года ребенок, пусть несовершенно пытается анализировать то, чтовидит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение о ихвзаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений заокружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого дети постепенно получаютэлементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремитсяобъяснить то, чтовидит вокруг. Правда, понять его порой бываеттрудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно- действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способностьрешать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету иформе, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету(это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). Начетвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговореродовыми понятиями типа игрушки,одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включаютв каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общегок частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например,словапосуда, овощи являютсядля него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченнымипонятиями, как это бывает при более развитом мышлении. Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развитоеще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощаяих (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного»воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действоватьсамостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться ипроявляться. Умладших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполненодействие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво.Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, привстрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замыслапроисходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременногоэмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. Удетей 3 – 4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игрыили продуктивных видов деятельности. Речь. Речьдетей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становитсяболее сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяетсясловарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доляглаголов, прилагательных и другихчастей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще однаособенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действиямалопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием». Эти«разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощьюребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новыепланы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия,которые опускает в реальности. Развитие личности Четвертый год жизни характеризуется двумя качественноновыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — сформированием его деятельности. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает изнания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной годаребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Периодпоявления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста)знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действоватьсамому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психикеребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них являетсясамооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых,быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположнонаправленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственнотребованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и темсамым осложняет его внутреннюю психическую жизнь. Элементы самосознания у ребенка трех-четырех летпроявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтомуконец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которомусвойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения. Вторая особенность состоит в том, что действия детей вигре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяетмалышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводитьпостройки, выполнять определённую роль в игре и т.д. Преднамеренность,произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны дляразвития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются.Поэтому деятельность носит неустойчивый характер Малышу трудно, например, принеожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту Младшиедошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12 – 13 раз. Преднамеренность, произвольность деятельностипредполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно длясреднего и старшего дошкольного возраста. В младшем возрасте из игровогоматериала ребенок выбирает 2 – 3 предмета, нужных для начала игры, не заботясьоб остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии спартнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для еепродолжения расположить в поле зрения детей. На устойчивость деятельности, результативность икачество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазахмотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь длясебя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественнойпользы для ребёнка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкогочеловека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы. В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит запределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослыйначинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и какноситель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую жефункцию подводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешениемэтого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей вдошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность:выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность кдругим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младшихдошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой содной – двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этомвозрасте только начинают формироваться. Самой выраженной особенностью детей начала 4-го годажизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способностьк целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат иактивно действовать в направлении его достижения. Однако любые усилия по достижению результата должныприносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собоймаленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признанияи одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают удетей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как омогущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении,выход из которого возможен по двум направлениям: 1. Ребёнок справляется, получает одобрение, верит всебя, ставит новые цели. 2.Ребёнок не может справиться самостоятельно (или емуне позволяют), он теряет интерес, не приобретает веры в свои силы.
II. Практический. -включение в работу комплексапсихогимнастических упражнений, созданных на основе поэтических текстов (Приложение) - организация и проведениеспланированных занятий по программе социально-эмоционального воспитания:
- внедрение элементовтеатрализованной игры, которая является активной формой экспериментальногоповедения и обладает мощным социализирующим эффектом. Театрализованная играхороша ещё и тем, что дети могут принимать непосредственное участие в еёподготовке. Виды театра, используемые в работе: 1. Плоскостной театр на фланелеграфе(«Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»). 2. Игрушки из конусов («Заюшкинаизбушка», «Кот, петух и лиса», «Кот в сапогах», «Зимняя сказка»). 3. Игрушки-кругляшки (А. Барто«Игрушки»). 4. Пальчиковый театр («Жихарка», «Репка»). 5. Игрушки из коробок («Три поросёнка»). 6. Театр кукол «Живая рука» («Колобок»,«Маша и медведь»). 7. Театр игрушек (по сказкам К.Чуковского). 8. Теневой театр («Заюшкина избушка»,«Колобок»). Взаимодействие сродителями Четвёртый год жизни ребёнка. Ребёнок повзрослел, сталболее самостоятельным. Ребёнок всё чаще говорит: «Я сам», «Я хочу», закатываетистерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любымиспособами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит, ставит в тупикродителей. Когда ребенокзаявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен подвум направлениям: 1. Ребёнок справляется, получает одобрение, верит всебя, ставит новые цели. 2. Ребёнок не может справиться самостоятельно (или емуне позволяют), он теряет интерес, не приобретает веры в свои силы. Родители знают о кризисе 3-х лет, но не каждыйродитель знает, что кризис 3-х лет – этап в жизни ребёнка, на которомпроисходит становление новых качеств, перестройка личности ребёнка. И от того,насколько безболезненно он пройдёт, зависит дальнейшее эмоционально – личностноеразвитие малыша. Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-летнеговозраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требуетеё совместного решения, как со стороны педагога, так и со стороны родителя. Цель взаимодействия психолога с родителями: развитиепсихологической компетентности родителей в межличностном общении с детьми,воспитателями, администрацией; формирование общего развивающего поля вокругребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. Направления работы: диагностическое, просветительское,консультативное. Психологическое просвещение в условиях детскогоучреждения носит профилактический и образовательный характер. Речь идет опредупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информированияродителей. -организация и проведение с родителями бесед (индивидуальных) в рамках даннойтемы: «Развитие эмоционально-нравственной сферы детей», «Игра – мир ребёнка»,«Общение родителей и детей» (нетрадиционное собрание – с присутствием детей),«Что такое хорошо и что такое плохо», «Какие игрушки нужны вашему малышу», «Вчеловеке всё должно быть прекрасно», «Типы родительской любви», «Какнаказывать?», «Телевидение и здоровье детей», «Игры и игрушки», «Почему он рвёткнижки», «Самооценка ребёнка дошкольного возраста», «Роль отца в воспитаниидетей», «Папа и дочка: любовь на все времена», «Влияние биоритмов наэмоциональное состояние ребёнка».
23 апреля 2016 в 10:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.