Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Непосредственно образовательная деятельность. Тема: Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

336a7373ce221a4fd7fa282036ae5f8d.jpg                              Непосредственно образовательная деятельность  в мини – музее

Тема: Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вид  деятельности: интегрированная (познавательная, игровая).

Цели и задачи:

-продолжать знакомить с народной культурой прошлого (быта русских людей);

-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;

- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности

-воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;

- обогатить и активизировать словарь: печь, ухват, сундук, самовар, скалка, люлька, заслонка, «Лупяки - кожура»,  «кубарик – клубок пряжи»;

- обогащать двигательный  опыт детей

- Развивать мелкую моторику рук

-формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого

- закреплять знания о росписях народной культуры;

- помочь увидеть красоту обыденных вещей;

- формировать привычку здорового образа жизни

- формировать первичные представления о труде взрослых, о домашнем труде;

- приобщать к словесному искусству русского народа, через чтение художественной литературы.

-развивать чувство ритма

-приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество

Предварительная работа:  чтение Новинкой «Родной дом». Рассматривание альбом о вещах русской избы, загадывание загадок. Обыгрывание использованных предметов быта в сюжетно – ролевых играх «Дом». Мини – выставка совместно с родителями деревянных ложек.

Оборудование :  печь, чугунок, ухват, сундук, стол, самовар, скалка,  клубок ниток, люлька, домовёнок Кузя, музыкальные инструменты, дидактические игры: «Матрешки», «Разбери по полочкам».

Ход:

 В группе воспитатель обращается к детям

-Какие вы у меня сегодня нарядные.  На  девочках разноцветные, яркие что? (сарафаны, ленты на головах)

-А мальчики у нас в чем? (рубахи – называются косоворотками)

-Как вы, думаете, ребята, для чего мы с вами одели нарядную одежду, когда мы с вами наряжаемся, Когда что? (когда идем в гости на праздник)

-Вот и сегодня я приглашаю вас к себе в гости в русскую избу.

- Согласны?

Под русскую народную музыку заходим  в мини – музей (избу)

 Воспитатель обращается к детям «Не красна изба углами, а красна пирогами. «Что есть в печи – все на стол мечи».

Ну , проходите гости дорогие, Садитесь рядком да поговорим ладком (Дети садятся на лавки , воспитатель напротив детей)

Гости мои милые детушки – любимые, оглянитесь вокруг да скажите вдруг: что в моей избе больше место занимает? (печка). Верно печка, это  печка называется русской печью. Она очень большая. А теперь скажите, мне для чего нужна русская печь?  (Печь нужна, чтобы было  тепло, на печи можно полежать и погреется)

-Верно,  дети печь моя и греет, и лечит, и жарит ,

 И парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в моей печи. Но сегодня я хочу угостить картошкой. А в чем я буду ее варить узнаете , если загадки мои отгадаете :

У печи стоит предмет

 Он тяжелый спору нет

Но зато в хозяйстве нужен

В нем сготовить можно ужин (чугунок)

-Правильно, это чугун. Называют его так, потому что сделан он из чего ? (чугуна). В кузнице отлит чугунок какой – крепкий в огне закаленный. А в чем вам мамы пищу готовят дома? (в кастрюле). –А почему не в чугуне?

-Дети: Мама готовит на газовой плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они на много легче, у них есть ручки, за которые посуду можно держать.

-А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не за пачкается  и не прогорит. Для того , чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру предмет, а какой  отгадайте загадку:

Стоит в избе палка, а на ней металлическая рогатка» (показываю ухват). Это ухват, Вы эту загадку запомните. В следующий раз загадаю ее вам, а вы уже ответ знаете. Ухвачу  я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок (показываю) и поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы ухватом да с чугунком управляться, нужны ловкость да сноровка. Хотите попробовать, каково это ухватом управляться?

Дети по желанию пробуют зацепить чугунок ухватом и приподнять его (ставлю детей полукругом). Трудно, трудно, да только не крестьянам, что с детства у печи управляться научились. Раздается шорох ( подхожу к печи беру домовенка)

Домовенок: Чего расшумелись, спать не даете?

-Ой, ребятки ведь я совсем забыла, что живу - то  я не одна, а с Домовенком. По старому русскому поверью, каждый дом охраняет домовой. Познакомьтесь с моим домовенком Кузей.

 Кузя: Ну, хватит баклуши бить давайте  уже быстрее картошку варить.

- Сварим мы картошку в «лупяках» - прямо в своей кожуре. Чтобы картушку сварить, нужно ее водой залить. Вот и готова. Куда поставим чугунок? (печку).

- В русскую печь. А какой предмет понадобиться, чтобы чугунок в печку поставить, а руки не обжечь (ухват). А чтобы жар из печки не выходил закроем ее заслонкой.

Кузя: А пока картошка варится,  мы с вами позабавимся.

- А как раньше забавлялись: водили хороводы, или соберутся вечером, достанут музыкальные инструменты, мальчики играют, девушки поют, да рукодельем занимаются. Вот и сейчас приглашаю вас в хоровод «Во сыром бору тропинка». Затем воспитатель выносит музыкальные  инструменты в корзине, дети стоят в кругу. Давайте  ребятки покажем Кузе, как вы умеете играть на музыкальных инструментах, на ложках и трещетках. Ведь они делались раньше из натурального природного материала «Шумовой оркестр».

-Ну, что Кузя понравилось тебе, как ребята на музыкальных инструментах играют. Приглашаю детей сесть на лавки. А еще ребята у меня есть сундучок, а в нем разные вещи храню, изделия мастеров разных. Разложила я по полочкам вещи в своем сундуке, а Кузя шалунишка взял и перепутал. Вот  сейчас я и не могу вспомнить, помогите мне детушки – касатики, каких мастеров изделия у меня в сундуке лежат. Дети собирают фрагменты нарисованных изделий , мальчики матрешек, а девочки посуду. Какие вы у меня молодцы, вот Кузя учись у ребят. Ребятушки – касатушки не хотите еще раз  с Кузей поиграть. Есть у Кузи волшебный «кубарик» по-нашему клубок пряжи. Скажешь ему волшебные слова: «Крутись клубок, ложись на бок». ОН покружится, покружится, да и уляжется. Куда носиком укажет туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит да как называется. Дети называют предметы, находящиеся в избе и объясняют для чего они предназначены: скалка, ступа, чугунок, самовар и т.д.

-Совсем мы с вами заигрались и про картошку забыли. Она, наверное, сварилась уже. Что я открываю у печи? (заслонку)

- В чем варилась картошка, помните? (в чугунке)

- Ох, горяч чугунок? Чем же его ухватить? (ухватом)

- Вот и сварилась картошка и в «лупяках -  прямо в своей кожуре» ( одежке). Достает  «парный» чугунок с заранее с вареной картошкой. Сегодня я вам о русской печи рассказала, чугунок с ухватом показала. Делу время потехи час. Угощу картушкой в  «лупяках» вас. Приглашаем, вас ребята и гостей, к столу попробовать наше угощение. Русские люди говорят «Что есть в печи, все на стол мечи». 

8d846f3e5ee39a701693cc2c4a7dea31.jpg

ea9609f110eb9c92ce4b629bf76af856.jpg

21 апреля 2016 в 13:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.