Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны

Педагогический проект "Традиции и здоровье"

Проект

Социально-личностного развития воспитанников

«Традиции и здоровье»

Для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Разработчик: Кистер Снежана Викторовна.

 

 

 

 

 

Проект

Социально-личностного развития воспитанников

«Традиции и здоровье»

Проект среднесрочный: октябрь-апрель

Возраст: 6-7 лет

Характеристика проблемы, ее актуальность, социальная значимость.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось «здоровье». Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.

По словам Б.Н. Чумакова (1997), купить здоровье нельзя, его  можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

И.Ю. Жуковин (1999) рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиции и ценностных мотиваций. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

На протяжении веков создавались русским народом традиции здорового образа жизни:

· Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;

· Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др.), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;

· Детские потешки («Водичка-водичка, умой мое личико…», «С гуся вода, с Вани вся худоба…», «Сорока-сорока, кашу варила…» и др.), являющиеся своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;

· Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;

· Различные обереги (кукла Кормилка, кукла Сонница и др.), несущие в себе часть тепла материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;

· Организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: «Что есть?», «Как есть?», «Когда есть?» (обрядовая еда, которую употребляли в праздники: куличи, крашенные яйца, кутья; особый ритуал приготовления и приема пищи).

Сочетание опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий позволяет создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников. Осознание ребенком вечных непреходящих ценностей (здоровье, добро, уважение к старшим, толерантное отношение к другим народам) становится стержнем развития психологически здоровой личности. Благодаря совместным занятиями с детьми создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни  ребенка.

В последнее время большое внимание уделяется сохранению и укреплению психологического здоровья детей. Нравственно-патриотическое воспитание играет огромную роль в решении этой задачи.

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные  ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.

Ребенок подсознательно готов к усвоению национальной культуры, этому способствует так называемая генетическая память, культурный архетип. Задумывались ли вы, почему малышам так нравятся колыбельные, потешки, пестушки, народные игры? Они мелодичны и просты, но в, то, же время несут в себе глубокий смысл, в них отразился веками накопленный социальный опыт русского народа.

Пугает то, что в наше время ребенок очень рано знакомится с современным «искусством» - рекламой, песнями, мультфильмами, стихами, сказками, содержание которых оставляет желать лучшего. И если ближайшее окружение ребенка не охраняет тот хрупкий росток народного наследия, очень быстро сознание малыша «захватывают» всевозможные «Покемоны», «Монстры» и др., и ребенок отказывается воспринимать сюжеты народных сказок и песен, не знает, как играть с матрешкой и свистулькой, но  мастерски управляется с роботами и куклами Братц. Естественно, все это не лучшим образом сказывается на формировании личностных качеств растущего человека, его психологическом здоровье.

Противоположная ситуация складывается в развитии ребенка, ближайшее окружение которого чтит народные традиции,  помнит свои исторические корни, умело вплетает элементы старины в современный быт. Такой малыш растет добрым, отзывчивым, эмоционально уравновешанным, легче адаптируется в новых условиях, более стрессоустойчив.

Однако не следует забывать и о воспитании толерантности, то есть способности человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иной менталитет, образ жизни, культура.

Исторически сложилась, что русский народ мирно сосуществовал  со своими соседями (если, конечно, они первыми не начинали распри и войны), в нашей культуре много заимствований из других культур, адаптированных к менталитету русского человека. Это и  игры, и песни, и кулинарные блюда, и элементы одежды. Все это не заглушило, не поглотило русскую народную культуру ,а, наоборот, способствовало ее укреплению, формированию ее самобытности и уникальности. Задача современного русского человека – сохранить то, что накоплено веками, не расплескать эту волшебную чашу традиций, собранную по каплям нашими предками.

Цели проекта:

· РРР  РтттттРроРОоооо ррРОДИНЕК

· формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности;

· воспитание нравственно-патриотических чувств как фундамента психологического здоровья дошкольника.

Основные задачи:

· Провести диагностические мероприятия:

- по выявлению запросов родителей воспитанников в плане реализации социально-личностного развития воспитанников;

- по выявлению интереса у воспитанников группы к ознакомлению с историей русского народа;

- по выявлению готовности родителей к сотрудничеству по проекту.

· Разработать модель интеграции работы в группе по здоровьесберегающей деятельности и нравственно-патриотическому воспитанию.

· Разработать перспективный план работы с детьми.

· Апробировать на практике вышеназванные планы.

Участники проекта:

· Воспитанники подготовительной к школе группы «Верные друзья»;

· Родители воспитанников подготовительной к школе группы «Верные друзья»:

· Педагоги группы;

· Музыкальный руководитель.

Этапы реализации проекта:

1 этап – информационно-аналитический: июль-сентябрь.

2 этап – организационно-внедренческий: октябрь-апрель.

3 этап – рефлексивно-коррекционный: май.

Ресурсное обеспечение проекта:

· Информационное:

- Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы;

- программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева, 2001).

- система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!» (Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.).

· Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видео оборудование.

Новизна проекта:

· Реализация проекта предполагает интегрирование работы группы по здоровьесберегающей деятельности и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры.

· Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, педагогами, музыкальным руководителем.

Содержание проекта.

Ведущая идея проекта заключается в том, что организация сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка, в вопросах его нравственно-патриотического воспитания и здоровьесбережения, а также интеграция вышеназванных направлений работы будет способствовать оптимизации результатов, более прочному усвоению воспитанником культуры здорового образа жизни и основных нравственных ценностей.

Структура  работы по проекту.

Комплексные интегрированные занятия проводятся воспитателем 1 раз в неделю 2 раза в месяц.

Ожидаемые результаты:

· Формирование психологического здоровья дошкольника;

· Нивелирование факторов, негативно влияющих на данный процесс;

· Осознание ребенком основных нравственных ценностей (доброта, уважение к истории своего народа, толерантность к другим народам и др.);

· Осознание дошкольником категории здоровья как вечной ценности;

· Формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Критерии оценки эффективности работы по проекту.

В связи с тем, что работа по проекту предполагает наличие отсроченных, довольно длительных во времени результатов (на данном этапе мы можем лишь предположить, что ребенок будет использовать, когда вырастет, все полученные на занятиях знания, умения и навыки, что сформированные нравственно-патриотические чувства и мотивация к здоровому образу жизни станут основой его личностных качеств), мы можем  проанализировать результативность только внутри учреждения, в среде педагогов, родителей и воспитанников.

- анализ изменения уровня осведомленности воспитанников в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья в духе народных традиций, в вопросах истории русского народа.

- анализ изменения уровня осведомленности родителей воспитанников в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья ребенка в духе народных традиций, в вопросах истории русского народа.

- анализ изменения уровня компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения детей с использованием традиций русского народа.

- анализ уровня психологического здоровья воспитанников (по О.В. Хухлаевой), отражающего основные новообразования дошкольного возраста.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Сентябрь

Диагностические мероприятия, изучение запросов родителей и интересов детей.

Октябрь

Осенние русские народные праздники (Праздник урожая, Капустница, Синичкин день и др.)

Ноябрь

Я, мой дом, моя семья.

Декабрь

Зимние русские народные праздники. Колядки.

Январь

Устное народное творчество (песни, сказки, пословицы, потешки и др.)

Февраль

Русские народные игры и игрушки.

Март

История русского народного костюма.

Апрель

Традиции и здоровье.

Май

Диагностические мероприятия, анализ и подведение итогов.

Тематическое планирование занятий по проекту «Традиции и здоровье».

Месяц

Тема

Содержание

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1. Диагностические мероприятия;

2. «Русские башмачки»

Изучение вопросов родителей и интересов детей;

Воспитатель расскажет детям о традиционно-русской обуви: лаптях, котах, валенках, ступнях, поршнях, сапогах. Ребята сами попробуют надеть лапти, расскажут о своих впечатлениях, как им нравится старая обувь. На мастер классе все попробуют сплести несколько рядов из картонных полосок (эмитирующих бересту), которые служили материалом для плетения лаптей.

Заполнение анкеты и опрос детей.

Выставка традиционной русской обуви.

Выставка рисунков детей «Русская обувь».

Октябрь

Осенние русские народные праздники:

1. Капустинские посиделки;

 

2. Синичкин день.

На этом занятии дети знакомятся со старинными славянскими названиями месяцев осени, традициями уборки урожая и заготовок на зиму. В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. Воспитатель знакомит с такими предметами, как: корыто, сечка, туес. Участвуют в рубке капусты, играют в старинные игры, в которые играли во время заготовки капусты, встречаются с садоводом-любителем, рассказывающем ребятам о выращивании капусты. На память ребята получают рецепты капустных заготовок.

Ребята вешают кормушки на участке и территории детского сада. Ребята приходят на лесную полянку (участок), где их встречает Сорока, птица, знающая все и обо всех, которая рассказывает о птицах, зимующих в наших краях, дети слушают голоса птиц. Сорока загадывает загадки, которые ей приготовила Совушка-Сова - умная голова, за правильные ответы дети получают гостинец от сороки.

Засолка капусты.

Рецепты засолки капусты.

Выставка детских работ детей «Зимующие птицы».

Ноябрь

Я, мой дом, моя семья:

1. «Семейные обычаи на Руси»

 

 

2. «Русская изба»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Детей ждет увлекательное путешествие на «машине времени» вместе с педагогом, они окунуться в мир русской избы 19-20 века, узнают, что такое: красный угол, мужской угол и т.д. Узнают о назначении таких предметов, как ухват, кочерга, люлька, светец и др.

Изготовление куклы оберега. Выставка изготовленных кукол.

Изготовление детьми русской избы из бумаги. Выставка работ.

Декабрь

Зимние народные праздники:

1. «Сказки под рождество»

2. «Колядки и гадание»

Дети знакомятся с традициями Рождества и Нового года, с обычаями, связанными с этим временем года. Педагог расскажет о Святом Николае и Дедушке Морозе.

Дети знакомится с гаданием и колядками. Педагог расскажет о приготовлении рождественских блюд. На память дети получают рецепты рождественских блюд.

Изготовление рождественских ангелочков.

Рецепты рождественских блюд.

Январь

Традиционные народные промыслы:

1. «Кузьминки» - покровители ремесел;

2. «Знакомство с народной росписью бытовых предметов».

На Урале с давних пор отмечали день Козьмы и Демьяна – покровителей ремесел. На занятии дети знакомятся с традиционными народными ремеслами: гончарным делом, резьбой по дереву, технологии обработки шерсти и т.д. Веселый Петрушка расскажет о «загадочных» предметах: прялке, кудели. На мастер-классе дети научатся делать игрушки из глины (пластилина). В заключении Петрушка расскажет о правилах приготовления «Курника» - пирога, выпекавшего специально к этому дню, и дети в подарок получат рецепт этого пирога.

Педагог продолжает знакомить детей с народными промыслами: Каслинское литье,  Жостовские подносы, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка и т.д.

Изготовление кукол Козьмы и Демьяна.

Выставка работ детей «Блюдо» - из глины (пластилина)

Февраль

Русские народные игры и игрушки:

1. «Русские народные игры и игрушки» (Карепова стр. 94-97).

2. «Луков День – праздник Домового»

Педагог знакомит детей с народными играми: городки, горелки, салки, кулачные бои; также с народными игрушками: обрядовыми куклами – Кормилка, День и Ночь, Крупеничка и др., матрешками, свистульками и др.

Этот праздник знакомит со старинными поверьями, связанными с хранителем дома – Домовым Лукой. В конце  февраля в крестьянском доме перебирали проросший к этому времени лук, пекли пирожки, задабривали Домового. Веселый Домовенок расскажет о прибаутках, шутках, играх связанных с этим праздником. Дети знакомятся с целебными свойствами лука, известными с древнейших времен. Звучат пословицы, поговорки, загадки. Детям проводится мастер-класс по изготовлению Домового.

Изготовление кукол оберегов.

Посадка лука. Изготовление Долмового.

Март

История русского народного рукоделия:

1. «Русский народный костюм»

2. «Секреты расписных полотенец»

Педагог знакомит детей с русским народным костюмом. Расскажет о изготовлении его рукодельницами: шитье, вышивка.

Занятие посвящено рушниками. Педагог расскажет ребятам об истории возникновения рушников, о том, какое значение имеет каждый орнамент, вышитый на рушнике, какие бывают рушники, для каких случаев. Дети узнают приметы, связанные с рушником и гадания при помощи рушника.

Выставка рисунков «Русский народный костюм»

Выставка расписных полотенец.

Апрель

Традиции и здоровье:

1. «Широкая Масленица»

2. «Пасхальная история»

На праздник Масленица педагог расскажет детям об обычаях, играх и приметах, связанные с Масленицей. В конце праздника ребята получат рецепты приготовления блинов.

Праздник пасхи проводится в форме беседы с элементами игры. Дети подробно знакомятся со всеми днями Светлой недели и обычаями празднования этого светлого праздника в России.

Чаепитие «Русские блины»

Роспись пасхальных яиц.

Май

Устное народное творчество:

1. Песни, сказки, потешки, пословицы и др.

2. Диагностические мероприятия

Педагог продолжает знакомить детей с русским народным творчеством – потешки,  сказки и др.

Анализ и подведение итогов.

Выставка книг, журналов «Устное народное творчество»

Заполнение таблиц.

Диагностика.

Так же мной была проведена диагностика, направленная на определение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек, фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно – прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностей национального быта.

Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ касающихся:

·  Уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

·  Потребности использовать данные знания и умения на практике;

·  Уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;

·  Уровня знаний и умений на практике использовать русские народные инструменты и подвижные игры.

Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень.

У детей сформированы общекультурная, общеинтеллектуальная и социально – нравственная составляющие восприятия и понимания себя как представителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно – нравственных норм, характерных для представителей русского народа. У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя в изображаемую картину мира и формирования личностного отношения к ней. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения. Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские, полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.

Средний уровень.

Общекультурная и социально – нравственная оценки произведений русской культуры и искусства не дифференцируется. Общеинтеллектуальная оценка отличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является все таки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русской музыки, архитектуры и т.д. Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя, дети знают, что они – русские.

Низкий уровень.

Отмечается недифференцированность социально – нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительности содержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества, музыки, живописи и пр.) Оценки произведений русского искусства носят ситуативно – эмоциональный характер, что свидетельствует о том, что воспитатели не используют потенциалы личностного развития воспитанников. Дети знают некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и несколько народных подвижных игр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, тем более к практическому применению их в жизни. Участвуют в русских народных праздниках, организованных в ДОУ, но пассивно.

Возрастная группа старший дошкольный возраст 6-7 лет Группа № 3

Ф.И. ребенка

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Знание названий и назначения предметов русского народного быта

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

Знание разных видов народно – прикладного творчества

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

Возрастная группа старший дошкольный возраст 6-7 лет Группа № 3

Ф.И. ребенка

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Знание названий и назначения предметов русского народного быта

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

Знание разных видов народно – прикладного творчества

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

Возрастная группа старший дошкольный возраст 6-7 лет Группа № 3

Ф.И. ребенка

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Знание названий и назначения предметов русского народного быта

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

Знание разных видов народно – прикладного творчества

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

Возрастная группа старший дошкольный возраст 6-7 лет Группа № 3

Ф.И. ребенка

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

21 апреля 2016 в 13:30

Прикреплённые файлы:

Документ: Педагогический проект "Традиции и здоровье"

Описание файла:

Файл называется: ruskii-byt_0c6us.ppt

Это официальный файл организации «Персональный сайт Кистер Снежаны Викторовны», в нём содержится Педагогический проект "Традиции и здоровье".

Размер файла: 7,59 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.